Главная
  Новости
  Именины
  Актеры
  Теленовеллы
  Кино
  Создатели сериалов
  За кулисами
  Фотогалереи
  Музыканты
  Музыка | Видео
  Резюме серий
  Рейтинг
  Бразилия
  Португальский язык
  Разное
  Фанфики
  Ссылки



=форум= =авторам= =меню на английском= =написать письмо=
Форум  Авторам                                                                                             Navigation in English
Бразилия








Бразилия религиозная

Как известно, религия является важной частью культуры любой страны, тем более такой пёстрой и многоликой, как Бразилия. Для того, чтобы верно понять нравы и обычаи бразильцев, разобраться во всех тонкостях сложного национального характера, нужно, прежде всего, познакомиться с их духовной жизнью, включая отношение к Богу. Если взять карту Бразилии и цветными карандашами отметить на ней области распространения тех или иных религиозных культов, то получится нечто вроде огромной мозаики. Что поделаешь: без малого 170 миллионов жителей, и сколько людей - столько мнений!

Обычно Бразилию называют католической страной, более того, оплотом католицизма в Латинской Америке. С одной стороны, это действительно так: по официальным данным 1999 года, 119,7 млн. бразильцев, то есть примерно 73% населения, считают себя приверженцами римско-католической церкви. Однако, с другой стороны, в Бразилии существуют десятки иных веро- исповеданий, да и в самом католичестве различаются два направления - каноническое и национальное.

В XVI-XVII веках, когда в Бразилии формировалась система крупного землевладения, на севере и северо-востоке страны сложилась устойчивая традиция. Основывая фазенду, богатый португальский переселенец, как правило, человек очень набожный, одновременно закладывал дом (Casa grande), олицетворявший самодержавную власть хозяина на своей земле, и семейную церковь, которая становилась своего рода духовным центром его владений. В большинстве случаев старшие сыновья помещиков наследовали отцовские плантации, младшие же были священниками, настоятелями фамильных приходов. Так зарождалась бразильская "земельная аристократия" (nobreza da terra), сосредоточившая в своих руках всю полноту светской и духовной власти в пределах отдельно взятых имений. Старинные семейные церкви, на стенах которых портреты знаменитых предков соседствуют с ликами святых, до сих пор сохранились в сельских районах Бразилии. В целом же, влияние католицизма преобладает на большей части её территории - от Белена на севере до Рио-де-Жанейро на юге.

Многие бразильцы регулярно посещают богослужения и соблюдают все установленные обряды (praticantes dedicados), некоторые бывают в церкви лишь время от времени, воспринимая христианский ритуал скорее как дань вековой традиции (praticantes eventuais), а кое-кто даже не помнит, когда в последний раз причащался (não praticantes), однако всех их объединяют главные религиозные праздники - Рождество (Natal) и Пасха (Páscoa).

Если не считать изнурительной жары (в конце декабря температура воздуха в Рио может подниматься до +40°), бразильское Рождество напоминает русское: поздний ужин, который иногда именуется французским словом réveillon, но чаще - попросту ceia, подарки, шампанское, рождественская индейка. Что касается Пасхи, то отношение к ней всегда более серьёзное, я бы сказал, благоговейное. На Страстной неделе постятся даже самые закоренелые скептики, в связи с чем резко поднимаются цены на рыбу и морепродукты: в этом году, например, килограмм трески стоил порядка $20! Едва ли не в каждом приходе, помимо торжественных богослужений, проходят театральные постановки на сюжеты из Библии. Особенным великолепием отличается спектакль в городке Новый Иерусалим (штат Пернамбуку), в котором участвуют известные актёры. Большой популярностью пользуются также пасхальные яйца, от дешёвых поделок до настоящих произведений искусства. В праздничные дни их покупают в таком количестве, что сами бразильцы, посмеиваясь, говорят о "потребительской лихорадке" ("febre de consumismo").

К югу от Рио-де-Жанейро, особенно в таких городах, как Сан-Паулу, Куритиба и Порту-Алегри, с католическим вероисповеданием соседствуют различные течения протестантизма. Если до 1889 года католичество являлось официальной религией колониальной и имперской Бразилии, то с провозглашением республики все конфессии получили равные права. Через 100 лет после этого события, в конце 1980-х годов, в Бразилии насчитывалось около 8 млн. протестантов. К их числу относились 2,1 млн. лютеран преимущественно немецкого происхождения, 1,1 млн. баптистов, 1 млн. последователей Шведской свободной миссии, 989 тыс. пятидесятников, 550 тыс. пресвитериан, 549 тыс. конгрегационалистов, 500 тыс. методистов, 100 тыс. адвентистов седьмого дня, а также группы приверженцев Бразильской епископальной церкви и Армии спасения, мормонов, реформатов и меннонитов. На сегодняшний день протестантская община Бразилии - крупнейшая в Южной Америке, тогда как православная - одна из второстепенных. Православные христиане - это, в основном, потомки украинских иммигрантов, которые прибывали в Бразилию на рубеже XIX - XX веков в поисках лучшей жизни.

Кандомбле Кроме собственно христианских, в Бразилии широко распространены афро-христианские культы, возникшие в эпоху рабовладения. В течение 350 лет бразильская экономика базировалась, главным образом, на рабском труде; бесчисленные плантации кофе, какао и сахарного тростника возделывались руками негров-рабов, которых во множестве завозили из португальских Анголы и Мозамбика, а также с западного побережья Бенина, Нигерии и Ганы. Раб-африканец попадал в совершенно чуждый ему мир, зачастую не мог даже элементарно объясниться по-португальски (для чернокожих существовала презрительная кличка boçal, то есть "тупица", "дубина") и, работая из-под палки, оказывался в настолько тяжёлых физически и унизительных морально условиях, что религия становилась для него единственным утешением и, по существу, единственной надеждой. Однако по законам того времени, язычники подлежали обязательному, если не добровольному, то насильственному, обращению в христианскую веру. Отказ креститься означал для раба суровое наказание, вплоть до убийства, а крещение - очевидную измену обычаям предков. Оставалось одно: совместив старую и новую религии, сделать так, чтобы "и овцы были целы, и волки сыты"! Таким образом появился специфически бразильский культ кандомбле, основанный на религиозном синкретизме, то есть смешении веры в древних языческих богов чёрной Африки ("ориша") с почитанием христианских ангелов и святых.

Сначала в "самом африканском" регионе Бразилии - Баии, а затем и по всей стране сложилась парадоксальная ситуация. Хозяева считали своих рабов христианами, хотя в действительности они лишь притворялись таковыми, придерживаясь собственной, пусть несколько видоизменённой, веры. Официальная церковь, конечно же, знала о том, что происходит на плантациях, однако смотрела на это сквозь пальцы: дескать, с течением времени пережитки язычества сами собой забудутся. Что же случилось на самом деле? Мало-помалу сложился целый синкретический пантеон: могущественного бога плодородия и урожая Ошала стали отождествлять с Христом; богиню моря Йеманжу - с Пресвятой Девой Марией; божество грома и молнии Шанго - со Св. Иеронимом, а его женскую ипостась Иансан - со Св. Варварой; грозного бога войны и железа Огуна - со Св. Георгием; божество земли Омолу - со Св. Бенедиктом, а покровителя близнецов Ибежи - со Св. Козьмой и Дамианом. В настоящее время афро-христианские культы - кандомбле в Баии, макумба в Рио-де-Жанейро, шанго на севере Бразилии - по-прежнему имеют тысячи поклонников, и никому в голову не приходит считать их устаревшими.

Жрецов синкретической религии именуют, в зависимости от пола, pai de santo или mãe de santo, то есть "отец (или мать) святого". Как правило, это всеми уважаемые люди, которые живут в специально выстроенных для святых домах (terreiros), присматривая за алтарями и преподнося идолам ритуальные блюда и напитки. Ежегодная церемония в честь того или иного святого представляет собой незабываемое зрелище. Участники праздника, которых называют "filhos de santo" - "дети святого", надевают одежду определённого цвета и фасона; например, в день Св. Варвары - Иансан (4 декабря) буквально вся Баия облачается в красное: женщины носят алые платья и сарафаны, мужчины даже на работе появляются в красных пиджаках или, по меньшей мере, галстуках. Богослужение начинается с обращения к злому духу Эшу, иначе говоря, Сатане с просьбой не мешать церемонии. Затем происходит ритуальное действо в честь божества, сопровождаемое традиционными песнями и хороводом под ритмичный стук барабанов. В ходе обряда, продолжающегося несколько часов подряд, некоторые из верующих переживают религиозный транс, совершая непроизвольно судорожные телодвижения, падая на землю и даже теряя сознание.

За последние 30 лет ни одно социологическое исследование не дало ясного ответа на вопрос, сколько всего бразильцев исповедуют подобную религию, так как многие из них, формально являясь католиками, поклоняются Шанго или Йеманже. Факт, однако, заключается в том, что приверженцем кандомбле может быть и рыбак из Сеары, и бизнесмен из Сан-Паулу. В современных условиях ни цвет кожи, ни социальное положение верующего значительной роли не играют.

Статуя Иеманжи Из представителей других конфессий, проживающих в Бразилии, следует отметить мусульман суннитского толка (выходцы из Сирии, Ливана и других арабских стран), буддистов и синтоистов (японская колония, насчитывающая более 1 млн. человек, а также китайцы и переселенцы из стран Юго-Восточной Азии), иудаистов (около 150 тыс. человек) и, наконец, спиритуалистов, число которых непрерывно возрастает. В конце 1971 года в Бразилии насчитывалось 759 тыс. спиритуалистов, а в конце 2001 - свыше 1,5 млн. В принципе, спиритуализм - тоже отчасти синкретическая религия, поскольку объединяет христианскую догматику с типично восточной идеей о реинкарнации, то есть посмертном переселении души в новую оболочку.

Наиболее влиятельной из спиритуалистических доктрин является кардецизм, основоположником которого был французский философ и психолог Ален Кардек, всесторонне разрабатывавший теорию загробного существования души. По мнению его последователей, души умерших продолжают существовать в некоем потустороннем мире, и при посредстве духовно одарённых людей - медиумов - с ними можно установить контакт. Отсюда один шаг до всем известных спиритических сеансов, которые кардецисты наделяют чертами религиозно-мистического ритуала. Верующие собираются в молельных домах, внешне похожих на обычную церковь: во многих из них имеется католический алтарь, а стены украшены цитатами из Библии. Основные обряды - молитвы, чтение и толкование Евангелия, освящение воды, которую затем раздают больным, - также напоминают христианские. Впрочем, кульминацией сеанса, так или иначе, становится общение с духами, а его главным действующим лицом - медиум. Чаще всего вызывается дух одного из древних африканских или индейских богов, и собравшиеся задают ему различные вопросы, от чисто бытовых до политических.

Распространение спиритуализма в бразильском обществе обусловлено, во-первых, тем, что это учение не только не стремится конкурировать с официальной церковью, но напротив подкрепляет каждое из своих положений ссылками на Священное писание, а во-вторых, - его популярностью среди художественной элиты (артистов, писателей, музыкантов), вкусам которых подражают многие рядовые бразильцы.

Новым этапом в развитии спиритуализма стал относительно молодой культ умбанда, который возник в Рио-де-Жанейро. В нём удивительным образом переплелись христианские (католичество), афро-языческие (макумба) и спиритуалистические (кардецизм) элементы.

Рассказ о Бразилии религиозной будет неполным, если не упомянуть о мессианизме, то есть мистической вере в приход мессии, появление харизматического лидера, способного повести за собой массы. Бразильский мессианизм зародился в засушливых районах северо-востока страны (сертанах), где жизнь беднейшего населения - крестьян, индейцев и рабов - на протяжении столетий была особенно трудной. Индейцы тупи, издавна обитавшие в этих местах, верили в скорый приход мифического пророка, который освободит их от гнёта европейцев, крестьяне-подёнщики, не владевшие даже клочком земли, ждали второго пришествия Христа, с которого начнётся Царство Божие, а негры-рабы просили о помощи исконно африканских богов, однако искренняя вера в грядущего мессию, каким бы именем его не называли, была характерна для каждого из них.

Время от времени на этой почве возникали стихийные народные выступления против помещиков, колониальных властей, а заодно и против церкви. Самым крупным было движение 1896-97 годов в штате Баия, где после отречения императора Педру II и провозглашения бразильской республики резко обострился аграрный кризис. Каменщик Антониу Масиэл по прозвищу Консельейру (Conselheiro - "Советчик", "Наставник"), сплотивший вокруг себя около 9 тысяч безземельных крестьян и бывших рабов, основал в местечке Канудус религиозную коммуну. Проповедуя равенство и братство всех людей, он призывал не подчиняться правительству в Рио-де-Жанейро как воплощению Антихриста и, более того, объявить пахотные земли, леса и пастбища народной собственностью, - по сути дела, создать колхоз! Сторонники Консельейру, число которых вскоре достигло 30 тысяч, видели в нём великого праведника и чудотворца, тогда как власть имущие - опасного маньяка, посягнувшего на самые устои государства. Посланные в Канудус войска жестоко расправились с крестьянской общиной: сам Консельейру погиб в бою, а его последователи были почти поголовно истреблены карателями. В течение 5 лет бразильское правительство не допускало ни одного упоминания об этих трагических событиях в печати. Лишь в 1902 году появилась документальная повесть "Сертаны" Эуклидиса да Кунья, посвящённая утопии Консельейру. С этой книги, собственно говоря, и началась в Бразилии марксистская агитация…

Духовные течения, родственные мессианским, существуют в Бразилии до сих пор, но сегодня их цели и методы, разумеется, абсолютно мирные. Так, популярное в Бразилии волонтёрское Гуманистическое движение (Movimento Humanista), провозгласившее человеческую личность главной общественной ценностью, отстаивает идеи социальной справедливости с помощью масс-медиа и Интернета, а его лозунг "Paz, força e alegria" ("Мир, сила и радость") подразумевает силу христианской взаимопомощи, а не увесистого кулака.

И последнее. Изучая историю Бразилии от экспедиции Кабрала до сегодняшнего дня, поражаешься не столько духовному, в частности, религиозному многообразию этой страны, сколько её исключительной веротерпимости. На протяжении пяти веков Бразилия не знала ни религиозных войн, ни масштабных преследований иноверцев, свойственных, например, средневековой Европе. Начиная с 1824 года, бразильская конституция гарантирует гражданам свободу вероисповедания. В таких мегаполисах, как Сан-Паулу, компактно проживают представители всех мировых религий - итальянцы-католики, немцы-лютеране, евреи-иудаисты, арабы-мусульмане, японцы-буддисты, - но отношения между ними вполне дружелюбные, можно сказать, добрососедские. Помня о своём происхождении и сохраняя обычаи предков, каждый из них считает себя, прежде всего, бразильцем.


Олег Андреев, июнь 2004 г.
© 2001-2014 Braziliada TEAM. Все права защищены. При полной или частичной перепечатке материалов
разрешение Braziliada TEAM и активная ссылка на www.braziliada.ru обязательны.

Rambler's Top100