Главная
  Новости
  Именины
  Актеры
  Теленовеллы
  Кино
  Создатели сериалов
  За кулисами
  Фотогалереи
  Музыканты
  Музыка | Видео
  Резюме серий
  Рейтинг
  Бразилия
  Португальский язык
  Разное
  Фанфики
  Ссылки



=форум= =авторам= =меню на английском= =написать письмо=
Форум  Авторам                                                                                             Navigation in English
Бразилия








Седьмое искусство Бразилии. Настоящее и будущее


"Удобрение Киноиндустрии": таким был лозунг 8-го фестиваля бразильского кино в Майами, в котором 21 фильм, как полнометражные, так и короткометражные ленты, соревновались за приз "Хрустальный Объектив". Актер Жозе Вилкер стал основным победителем, а всего с его участием было показано пять фильмов, в числе которых и веселый фильм Бруну Баррету "Дона Флор и два ее мужа".

По оценкам в первый день фестиваля присутствовала тысяча человек, когда был показан фильм "Viva Sapato" на большом экране, установленном посреди улицы для 8 тысяч зрителей, присутствовавших при показе фильма. Можно сказать, что этот фестиваль обогатил не только бразильскую киноиндустрию, но и самого себя во всех проявлениях. Второй год подряд Бразильский кинофестиваль будет проходить в Нью-Йорке. С 23 по 30 июня 2004 года бразильцы, проживающие в этом районе, и любители седьмого искусства, как в Бразилии называют кино, имели возможность посмотреть 30 бразильских картин, представленных на кинофоруме.

Демонстрация фильмов проходила в переполненных залах для презентаций по всей Бразилии, они имеют хорошие сборы в США и имеют международное признание. В мире кино Бразилия 4 раза номинировалась на Оскар за лучший иностранный фильм: в 1962 году за "O Pagador de Promessas" (Платящий по обещаниям); в 1996 - за "O Quatrilho" (Четверка); в 1997 - за 'O Que e Isso, Companheiro?" (Четыре дня в сентябре), и в 1999 - за "Central do Brasil" (Центральный вокзал). Что касается последнего фильма, Фернанда Монтенегро была названа в числе пяти лучших актрис мира и была номинирована на Оскар как лучшая актриса, но награду получила Гвинет Пэлтроу. В 2004 году фильм "Cidade de Deus" (Город Бога) Фурнанда Мейрелеса был отмечен в четырех категориях: лучший режиссер, оператор, адаптированный текст, сценарий. Среди режиссеров Киноакадемики отметили Фернандо Мейрелеса, Питера Джексона, Софию Коппола, Питера Ваера и Клинта Иствуда. В этот раз награда досталась не Бразилии, а Австралии, откуда родом Питер Джексон, за фильм "Властелин колец - возвращение короля".

Город Бога "Город Бога" рассказывает о насилии и жестоких войнах между наркодельцами в трущобах Рио-де-Жанейро. Все показано в шокирующей реалистичной манере - со сценами стрельбы и вооруженными до зубов детьми, вовлеченными в криминальную жизнь, с сильными сценами, столь обычными для триллеров или фильмов в стиле экшн, но шокировавшими зрителей и кинокритиков. Когда этот фильм стали показывать в США, или даже в ночь награждения Оскаром, бразильские эмигранты спрашивали себя, действительно ли им так приятно, что "Город Бога" стал таким успешным? Я помню один мой друг из Рио сказал: "Что случилось с этим Фернандо Мейрелесом? Уж больно он на нас наехал!".

Фильмы о негативных сторонах Бразилии -
положительно или отрицательно влияют на интерес к Бразилии в мире?


Приводим вопросы четырех бразильских иммигрантов и ответы четырех бразильских актеров, присутствовавших на бразильском кинофестивале: Сэлтона Мелло, Лилии Кабрал, Элены Раналди и Эвандру Мескиты.

Итак, проблема первая:

Фильмы "Центральный вокзал", "Город Бога", "Карандиру" помогли разрекламировать таланты наших актеров и режиссеров. Но с другой стороны, они еще больше ухудшили и без того негативный имидж нашей страны. Результат: кинотеатры продают билеты, но при этом выталкивают из Бразилии туристов, даже несмотря на имидж бразильцев, живущих заграницей. Каково ваше мнение по этому поводу? (Ванда Кардозу, специалист по контролю за качеством МТВ Латинская Америка)

Эвандру Мескита: Опа! Я думаю, что это наша реальность в Бразилии и, к сожалению, о ней необходимо говорить. У нас такая разница между социальными категориями, что создаются условия для распространения преступности в трущобах Рио. Но это факт! Это, вне всяких сомнений, хорошо сделанные фильмы, но это не единственная тема, которую затрагивает современная национальная индустрия кино. Есть и комедии, есть и другие фильмы. Кроме того, что бразильцы хотят смотреть, так это истории про них самих, вне зависимости от того, что это за истории. Конечно, у всего есть своя негативная сторона, которую мы не можем спрятать, задвинуть под ковер. Я думаю, что искусство имеет достаточно силы, чтобы со всей откровенностью показать это, даже плохие и негативные стороны Бразилии; но есть и другие фильмы - городские комедии, воспевающие природу и красоту городов. Резюмируя, - сейчас хороший момент для нашей киноиндустрии для того, чтобы охватить все темы и современных бразильских авторов, и это более ценно, чем негативный имидж, который может сложиться в отношении Бразилии. Такого рода имидж, адекватно отраженный искусством, навряд ли в действительности сильно напугает людей... Это может отпугнуть глупых туристов. Умные-то знают, что здесь есть прекрасные люди, которые делают замечательные вещи. Люди, которые хотят изменить ситуацию, хотят ее улучшить.

Лилия Кабрал: Я не думаю, что это хуже, чем приукрашивание имиджа Бразилии за рубежом. Очевидно, большая часть этих историй основана на реальных событиях, но я не замечаю, что это отпугивает туристов. И скорее реальные факты, такие как стрельбы в фавеле Росинья и коррупция в Бразилии, отпугивают туристов, нежели фильмы; в недоверие к стране ввергает действительность. Дело чести для кинематографистов, так сказать, показывать, что происходит на самом деле, и не только в Бразилии, но и везде в мире! Я могу решить не ехать в Багдад, потому что мне на голову может упасть бомба. С другой стороны, я не могу сказать, что мне не интересен этот город, переживший столько кровопролития, и все те люди, которым есть о чем мне рассказать. Так что я совсем не думаю, что такое мнение является основным! Я не в восторге от "Карандиру", чего не могу сказать о "Центральном вокзале". "Город Бога" - это действительно история о нас, правда о том, что происходит в "городе Бога" (говоря о статуе Христа, находящейся здесь). Это просто замечательно посмотреть на отличную работу Фернандо Мереллеса с теми ребятами, которые даже не были актерами. Я действительно не думаю, что этот фильм заставит думать, что это все что есть в Бразилии. Это не есть Бразилия, но это здесь происходит.

Лизбела и заключенный Селтон Мелло: Я полагаю, есть основания для такого вопроса, но бразильская киноиндустрия - это больше, чем эти три фильма. Хороший пример этого - фильм "Лизбела и Заключенный" (Lisbela e o Prisioneiro), который будет показан на этом фестивале. Это красивый фильм, романтическая комедия, очень милая и веселая, которая может быть успешной в любой стране. Важно то, что мы можем рассказывать разнообразные истории, которые показывают маленькую частичку того, что есть в Бразилии. Есть насилие в городах, бедность, и от этого никуда не деться, но люди должны видеть и другие фильмы тоже! Я думаю, что такие фильмы не наносят вреда Бразилии, потому что это фильм, выдумка, искусство, как картинка, холст... Турист, посмотревший фильмы, приедет в Бразилию и в конце будет знать и о другой стороне Бразилии, а не только об этой. Фильм - это искусство!

Элена Раналди: Это просто отлично сделанные фильмы, и показывают они реальность Бразилии. И важно показывать эту сторону страны, как одно из ее лиц. И если это отталкивает туристов, все мы должны честно признать! Мы не должны перестать делать фильмы из-за этого, тем более те, которые показывают Бразилию как она есть. В нашей стране происходят крайне сложные вещи, даже мы, живущие здесь, иногда этим шокированы, но даже если так, важно показывать истории и ни в коем случае такие фильмы нельзя переставать делать и показывать по всему миру.

Бразильская литература и бразильское кино:

"Какая история из бразильской литературы может быть более привлекательной и более коммерческой для зрителей во всем мире?" (Майкл Дэвис, исполнительный директор Феникс Энтертейнмент, Чикаго)

Эвандру Мескита: Их множество! Есть Жоржи Амаду, описывающий деревенскую часть Бразилии; Гимараес Роза с его исключительно кинематографичной литературой, где он использует специальные образы и язык. Я думаю, Бразилия очень богата историями, сценариями и людскими судьбами, как следствие, большую книгу еще только предстоит написать национальной киноиндустрией. Но если вы говорите с точки зрения перспектив получить Оскар, я не знаю… Фильм, в котором я принимал участие, "Os Normais" (Нормальные), он представлен здесь на фестивале как городская комедия - это чувство юмора Понте Прета и Нелсона Родригеса, представленное через сегодняшний взгляд Алешандре Машаду и Фернанды Янг. Делать фильм, думая при этом о соответствии требованиям Оскара... не знаю… я даже не люблю думать об этом…

Лилия Кабрал: Думаю, что все истории, сказки и пьесы Ариано Суассуна могут хорошо продаваться по всему миру! Его тексты обладают необыкновенной коммуникативной силой. Вам достаточно посмотреть "Auto da Compadecida", чтобы понять это. Этот фильм был необычайно успешным. Есть, конечно, и другие очень хорошие Бразильские фильмы, такие как "Лизбела и заключенный", с очень интересной историей и показывающие народную культуру Бразилии. Я считаю, что "Лизбела" очень успешна.

Селтон Мелло: Мне особенно нравится книга Машаду де Ассиса под названием "O Alienista" (Психиатр), рассказывающая о том, что является умственно нездоровым. Каковы критерии, что считать сумасшествием, а что нет? Это универсальная история, которая может понравиться любому! Я бы хотел по этому произведению снять фильм, и как-нибудь я это сделаю, потому что действительно этого хочу. "Лизбела и заключенный" скорее понравится испаноязычному сообществу, поскольку действие происходит в Мексике, на Кубе и в Аргентине. Я говорю так, потому что юмор в фильме очень привязан ко времени, построен на игре слов и это может отдалить американцев, поскольку людям придется много читать и они упустят основную линию. "Лизбела" может споткнуться именно об это препятствие.

Почему нет бразильских Бандеросов?

"Что может быть самым большим препятствием для наших лучших актеров, чтобы попасть на рынок Голливуда? Язык, недостаточный интерес или отсутствие шансов?" (Луиз Клаудио Карвальо)

Эвандру Мескита: Все вместе. Я думаю, что это очень закрытый рынок, и в США знают, как защитить своих актеров и их интересы. Так что очень сложно проникнуть сквозь эту преграду. Поскольку Бразилия экзотическая, не похожая на другие страна, ее актеры обладают своеобразной формой интерпретации и с трудом привыкают к чему-то другому. Если нам дадут возможность, мы сможем показать наше искусство и там тоже.

Лилия Кабрал: Я думаю, что если бы у меня был выбор между блистательной карьерой в Бразилии и посредственной карьерой там, я с большим удовольствием останусь в Бразилии. Карандиру Сама Фернанда Монтенегро, получившая столько признания и наград, не оставила карьеру в Бразилии. Здесь также присутствует языковой вопрос и здесь конкуренция значительно сильнее. Там актеры все время ищут новые возможности, и если вдруг появляется иностранный актер, то начинается просто резня! Вот, чтобы у вас было полное представление: Родриго Санторо имеет возможности развивать блестящую карьеру по всему миру, но, даже имея потенциал добиться этого, он не получает соответствующих откликов. Даже в бразильском сообществе. У него была одна роль в одном фильме, и его критикуют за это. Если бы мне пришлось начинать карьеру снова, я бы стала учить испанский, поскольку очень скоро латиноамериканская киноиндустрия во всей Южной Америке станет очень сильной. Так что я не переживала бы так сильно по поводу английского языка.

Селтон Мелло: Я думаю, что язык - это самое большое препятствие. Латиноамериканский рынок очень сильный, и поскольку мы говорим по-португальски, мы уже в незавидном положении. Актер, который говорит по-испански и снялся в фильме, который с успехом идет в Аргентине, может вскоре работать в Испании, Уругвае и т.д. У меня лично нет иллюзий относительно приостановки работы здесь, в Бразилии, и попытке стать Голливудским актером! Самое лучшее, что у меня есть - это моя работа, и я не верю, что стоит ехать туда, продолжать учить английский и снова пытаться. Я стараюсь делать хорошие фильмы, и поэтому я объехал весь мир. Сейчас рассматривается возможность партнерства между США и Бразилией в производстве фильма. Этот фильм должен сниматься в Бразилии и поэтому они хотят, чтобы я участвовал. Я уже получил международные награды за свой фильм, который называется "Lavoura Arcaica" (Земледелие по-старинке) в Гаване, Перу, Испании. Этот фильм открывает многие двери.

Элена Раналди: Я думаю, проблема больше в ограниченных возможностях. Язык, но актер может его выучить, а вот отсутствие возможностей - именно это выталкивает бразильских актеров с этого рынка. Я верю, что заинтересованность есть. Я пока не участвовала в каких-либо фильмах, потому что моя карьера ориентирована в другом направлении. Я начинала заниматься театром, периодически делаю что-то на телевидении, и вот только сейчас я получила приглашение участвовать в фильме в следующем году. Я играла в телевизионных минисериалах, таких как "Присутствие Аниты", к которому относились как фильму. Мы много репетировали, но снимали очень мало сцен. Чтобы вы имели представление, на ТВ мы обычно снимаем 20 сцен за день, а для этого минисериала - не более двух-трех. Все делалось крайне осторожно, добротно, и я верю, что именно так делаются фильмы.

Перспективы Бразилии

"Как вы думаете, Бразилия может стать более привлекательным местом, чтобы те 5 миллионов живущих за границей, могли в один прекрасный день вернуться?" (Бруно Контипелли, предприниматель, Майами)

Эвандру Мескита: Я думаю, да, я верю в Бразилию! Я действительно доверяю Луле и членам правительства, я заметил, что они подчищают и латают все последствия плохого управления. Я из тех, что верит в решительность и в то, что хорошие новости должны будут появиться. Я уважаю храбрость тех людей, которые покидают свою страну, чтобы попробовать счастья где-то еще. Я надеюсь, что эти эмигранты хранят надежду и поддерживают веру. Я никогда не задумывался над тем, чтобы уехать, мне действительно нравится место, где я живу, несмотря ни на что. И я чувствую ответственность за попытку изменить ситуацию, и это потому, что я очень сильно люблю свою страну.

Лилия Кабрал: Впервые Бразилия начинает показывать свою ответственность за все, что было безнаказанным. Многие вещи открываются, и становится все сложнее и сложнее оставаться спокойным к тем миллионам долларов, которые были украдены. Из-за этого образование , здравоохранение и безопасность сейчас в плачевном состоянии. Лула - это президент, избранный народом и из народа, и я верю в него и его команду. Мы живем в кризисе, но у нас твердый характер. Это все равно что думать, что в трущобах все бандиты, и вдруг узнать, что 80% - это честные и трудолюбивые люди, и только 20% - нет. У Бразилии есть шанс на возвращение этих 5 миллионов эмигрантов. Вернуться - это здорово! Даже будучи за границей, у вас всегда будет бразильское сердце. Я сама из семьи эмигрантов - мой отец итальянец, а мать - португалка. Они приехали, чтобы построить жизнь в Бразилии, и у них это действительно получилось! Но, знаете, это здорово приезжать в разные места в мире и видеть, что бразильцы есть повсюду…

Селтон Мелло: Не имею ни малейшего представления! Я не просто предполагаю, как живут бразильцы за границей. Многие живут достаточно хорошо, лучше, чем могли бы жить в Бразилии, но не всем улыбнулась такая удача. Здесь они усердно работают в погоне за шансом на успех. Что ж… Единственная проблема Бразилии - это коррупция наших политиков! Бразилия - богатая во всех отношениях страна! От природных ресурсов до людей, но она отвратительно управляется. Кто-то из политиков чуть лучше других, но проблема остается! Я не думаю, что здесь будут какие-то изменения или улучшение общей картины. По крайней мере, такие, чтобы люди стали сюда возвращаться. Я думаю, у каждого может быть возможность получить шанс и хорошо жить за границей, несмотря на улучшения в Бразилии. Просто оставайтесь настроенными на бразильскую культуру, и когда у вас есть возможность приехать в отпуск к вашим семьям - пожалуйста, приезжайте!

Центральный вокзал Элена Раналди: Я оптимист по натуре, и я не думаю, что мы должны выкинуть это из головы, ни за что на свете! У Бразилии есть все, чтобы быть хорошей страной, но есть много сложностей, с которыми нужно справиться… Уже произошла коренная смена на политическом уровне, появилась прозрачность, которой никогда прежде не было, и это только полдела на пути к улучшениям. Я думаю, что Бразилия еще долго не сможет похвастаться всеми своими богатствами, продолжая идти неверным путем! Я надеюсь, что все бразильцы, живущие за границей, смогут в скором времени вернуться, и у них будет хорошая жизнь, как только они появятся здесь. У меня уже был шанс пожить за границей, но я совершенно влюблена в страну и народ. Даже те из них, кто не так уж сильно и привилегирован, есть что-то в их глазах, много надежды и веры. Вы можете остановиться и задуматься: как могут эти люди, живущие порой как бродячие коты, все еще на что-то надеяться? У нашего народа огромное сердце.

Переосмысливая бразильскую культуру

"Именно благодаря таким фильмам, как "Центральный Вокзал", "Город Бога" и "Карандиру", мы с необыкновенной отдачей показывали неоспоримый потенциал и талант наших режиссеров, продюсеров и актеров. И хотя мы не можем скрыться от реальности в нашей стране, я думаю, что еще некоторые усилия нужно сделать для рекламы других фильмов, вложить все возможные ресурсы в другие работы, которые бы поднимали интерес других народов к нашим фильмам, при этом не отталкивая их от Бразилии. В то же время, у них будет возможность лучше познакомиться с нашей музыкой, танцами, образом жизни… Они безусловно смогут лучше оценить нашу страну по-другому, если узнают, что мы очень даже веселые. И несмотря на то, что мои дети и я вот уже 9 лет живем в США, мы никогда не отдаляемся от нашей культуры. Скорее напротив, мои дети всегда участвуют в мероприятиях, относящихся к бразильской культуре, борьбе джиу-джитсу, капоэйре, танцуют самбу и аше, поют босса-нову и т.д. Таким вот образом, мы даже еще больше стимулируем американцев и испаноязычных, в результате с их стороны появляется все больше любопытства ко всему, что имеет отношение к Бразилии". (Ванда Кардозу)

"Каждый эмигрант теряет связь с тем, что действительно происходит в Бразилии. С недавних пор, просматривая телеканалы "Глобо" или "Рекорд", транслируемые за границей только для привилегированной части, кто может это себе позволить, получаю немного больше информации о том, что происходит. Те, кто не может себе позволить эти каналы, ограничиваются интернетом. Крайне редко американские и латиноамериканские новости дают что-либо о Бразилии… В основном это про футбол или очередную неразбериху среди наших руководителей. Я был крайне разочарован, когда узнал, что бразильские дети, которые здесь родились, даже не знают, кто такие Саси Перере, Жека Тату, Мула Сен Кабеса и другие легенды нашей страны! А наша страна такая богата и сильна фольклором! Думая об этом, я всегда стараюсь быть "настроенным" на бразильскую культуру и события в нашем сообществе, например, фестивали или другие формы представлений и рекламы бразильской культуры. Например, Бразильский кинофестиваль, который очень важен для нас, эмигрантов, потому что у нас открывается возможность посмотреть фильмы, которые недавно были сделаны в Бразилии. Я понимаю, что фестивали такого рода также помогают рекламировать нашу кино-культуру в других странах. Такие мероприятия дают другим культурам доступ к нашему творчеству. Наши фильмы показывают всем народам, что Бразилия - это не только карнавал, обнаженные женщины и футбол. И кроме Роналдиньу у нас есть Лима Дуарте, Фернанда Монтенегро, Жозе Вилкер и многие другие. Я только надеюсь, что наши создатели фильмов в один прекрасный день перестанут ограничиваться показом насилия в трущобах, рисуя наших людей как бедных и бескультурных! Мне бы тоже хотелось, чтобы наши руководители больше стимулировали создание фильмов, показывающих красоту природы нашей земли. У Бразилии уникальный потенциал для развития туризма, который практически не используется. У нас прекрасный народ и природа, которые остаются крайне привлекательными для американцев, азиатов и европейцев, несмотря на многочисленные нападки. Проснись, Бразилия!! Пришло время разбудить гиганта! Весь мир будет тебя уважать!" (Бруно Контипелли)

"Живя в мире Оскара, вы можете почувствовать ауру вокруг международной его части. Часто премии получают истории печальные, о страданиях. Я думаю, что объяснение у этого примерно такое: "Давайте отметим этот фильм, потому что нам их жалко!". Город Бога Я принимал участие в некоторых частях Оскара многие годы, но я могу и ошибаться! У меня есть там друзья и из-за "Города Бога" многие, зная, что я бразилец, спрашивали меня, действительно ли Рио-де-Жанейро такой? Откровенно говоря, это вызывало у меня сильное нежелание смотреть сам фильм. Я с большим удовольствием посвящу свое время чему-то позитивному. Я видел только несколько кадров из "Города Бога" и смог понять, что с позиций кинематографа фильм сделан очень хорошо. У меня не было даже мысли критиковать его с этой точки зрения, но я буду критиковать его за затронутую тему. С другой стороны, "Центральный вокзал" завоевал множество наград, он прекрасно снят, в нем приняли участие знаменитые актеры и я могу лишь высоко отметить работу, но фильм слишком много времени посвятил бедности в Бразилии. Позднее было множество фильмов, которые только и показывали насилие и бедность Бразилии. Крайне мало фильмов рассказывают воодушевляющие истории, о чем-то, что заставляет людей гордиться тем, чем они являются, откуда они родом, чем они занимаются! Моя философия и философия "Феникс Энтертейнмент" в том, чтобы создавать программы, заставляющие людей думать и дают мотивацию к чему-то позитивному. Даже если мы рассказываем грустную историю, и если в конце кто-то выигрывает - это замечательно. Я знаю многих эмигрантов, которые усердно работали, у которых была цель и они чего-то добились. Я - один из них. И перебрался сюда, потому что возможности, которые открывала Бразилия, когда я поступил в Университет Кинематографии, были слишком ограниченные. Там вы можете заниматься либо телевидением, либо театром. Заниматься кино в те времена мне казалось гораздо менее экспрессивным. Я чувствую, что мы сейчас проходим стадию пробуждения, и в бизнесе очень много новых людей. Чтобы вы имели представление - в 2001 году на Оскар выдвигался только один короткометражный фильм Пауло Мешлина "Uma Historia de Futebol" (Футбольная история). История про мальчика, который играл в футбол с приятелем, а спустя некоторое время один из них узнает, что играл с одним из величайших спортсменов мира, Пеле. Когда я только начинал работать в Бразилии, я думал снимать истории вроде этой, показывающих богатство Бразилии и заставляющих людей хотеть сюда приехать. Но этого просто не происходит! Не упоминая имен, я скажу, что очень многие важные люди в американской киноиндустрии, равно как и упомянутые актеры, имели шанс посмотреть "Город Бога" и вычеркнули Бразилию из карты для будущих съемок". (Майкл Дэвис)


Михаил, по материалам статьи: Neuza Martinez "A Tape Recorder in Your Hands and Four Ideas in Your Head", сентябрь 2005 г.
© 2001-2014 Braziliada TEAM. Все права защищены. При полной или частичной перепечатке материалов
разрешение Braziliada TEAM и активная ссылка на www.braziliada.ru обязательны.

Rambler's Top100