Главная
  Новости
  Именины
  Актеры
  Теленовеллы
  Кино
  Создатели сериалов
  За кулисами
  Фотогалереи
  Музыканты
  Музыка | Видео
  Резюме серий
  Рейтинг
  Бразилия
  Португальский язык
  Разное
  Фанфики
  Ссылки



=форум= =авторам= =меню на английском= =написать письмо=
Форум  Авторам                                                                                             Navigation in English
Бразилия








Капоэйра, душа Бразилии

В истории возникновения и развития капоэйры как воинского искусства существует много теорий и версий, порой противоречивых. Их основа - как реальные факты, так и романтические истории. Самая популярная версия о возникновении капоэйры говорит, что это искусство было создано африканскими рабами. Слово капоэйра не имеет однозначного перевода. Многие исследователи объясняют это слово так: "низкая растительность", "поле, заросшее кустарником, которое расчищалось выжиганием или вырубкой", то есть место с низкой травой, где удобно практиковать капоэйру. В португальском языке слово capoeira означает большую клетку для кур или место, где откармливают кур. Учёный K. Kia Bunseki Fu-Kiau, исследователь народа конго, считает, что capoeira - это искажённое слово kipura/kipula из языка киконго. По его мнению, "и pura, и pula означают "перепархивать, летать с места на место", а также "бороться, драться, бить". Оба слова описывают движения петуха во время боя. Kipura у народа конго означает также человека, чьи боевые качества развиты на основе подражания движениям петуха во время петушиных боёв.

Капоэйра Влияние Африки на капоэйру огромно, но форм, схожих с капоэйрой, в самой Африке не найдено. Так, например, у некоторых африканских племен существовал обряд инициации "N'golo", что означает "Танец зебр". В танце зебр молодые воины вступали в ритуальный бой друг с другом. Предполагается, что именно этот танец в сочетании с боевыми традициями африканских племен и лег в основу капоэйры. Племена привезли в Бразилию свою культуру, которая хранилась не в книжках и музеях, а в теле, разуме, сердце и душе. Эта культура передавалась от отца к сыну поколениями. Там были кандомбле - религия, беримбау - музыкальный инструмент, ватапа - блюдо, и много других вещей. Это был просто их способ жизни.

Начальные сведения о капоэйре относятся к началу XVIII века, так как тогда появляются письменные первоисточники. Однако корни истории капоэйры гораздо глубже.

1500 год. Португальцы во главе с первопроходцем Педро Алваришем Кабралом высадились в Бразилии. Сначала они пытались использовать в качестве рабов местных индейцев, чтобы получить дешевую рабочую силу. Но те либо быстро умирали в плену, либо убегали к своим племенам. Тогда португальцы решили привозить рабов из других своих колоний - Анголы, Мозамбика, Гвинеи, Конго. На другом конце Атлантики они ловили свободных мужчин и женщин, грузили их в грязные корабли и отправляли в кошмарную дорогу, которая для большинства означала неволю. За историю работорговли было продано около 2 миллионов рабов. Невольники попадали в три порта - Баию, Ресифе и Рио-де-Жанейро. Там они работали на плантациях, где сахар и табак были основными посевами, и спрос на рабский труд был велик. Рабы привезли с собой религию, культуру и традиции, часть которых позже стали одной из составляющих капоэйры.

Многие рабам удавалось бежать в горы. Беглые рабы образовывали так называемые "киломбуш" или "свободные поселения". Внутри таких сообществ капоэйра формировалась и развивалась как необходимое для выживания боевое искусство. Была разработана и практиковалась техника самозащиты. По одной из многих версий основателем капоэйры считается легендарный африканский герой Зумби, предводитель в Киломбуш душ Палмареш, наводивший ужас на местных плантаторов. За его поимку предлагалось огромное вознаграждение. Одно только его имя вдохновляло рабов на борьбу. Скорее всего, Зумби являлся воплощением духа африканского народа и служил той силой, которая сплачивала жителей киломбуш.

Рабы, которые были возвращены на плантации, становились там учителями капоэйры. В свой выходной - воскресенье - они практиковали капоэйру, которая через некоторое время на плантациях была изменена. Музыка, пение, танцы и ритуалы были добавлены, чтобы скрыть истинное назначение смертельного боевого искусства. Женщины активно участвовали в церемониях, они танцевали, пели и выполняли многие ритуальные действия.

Конец XIX века. После отмены рабства капоэйра перебралась в город вместе с бывшими рабами, которым там нечем было заняться. Многие из них стали создавать криминальные структуры. Те, кому больше повезло, были наняты политиками в качестве телохранителей. Так капоэйра стала угрозой для правительства, и президент создал специальные полицейские подразделения для контроля над ситуацией. Когда меры не увенчались успехом, был издан жёсткий закон, согласно которому любой капоэйрист подлежал экспатриации.

Закон действовал до 1920 года. Под сильным давлением капоэйра стала менее агрессивной и была замаскирована под народный танец. В тайных убежищах капоэйристы делали всё возможное, чтобы сохранить свои традиции и сделать её более приемлемой для общества. Они вели двойную жизнь, имея два имени: одно - для мира капоэйры, другое - для жизни в народе. Эта традиция сохранилась до сих пор, когда во время ритуала посвящения, "батизаду", ученику дается капоэйристское имя.

Капоэйра Капоэйра не исчезла. Она широко распространилась в портовых городах, где постоянно происходило скопление солдат, наемников и моряков из разных стран. Благодаря многочисленным дракам с приезжими, техника капоэйры стала обогащаться ударами и движениями из других боевых искусств. Капоэйристы освоили работу с лезвиями и палками.

Происшедший в 1930 году военный переворот ослабил гонения на капоэйру. И уже в 1932 году открылась первая в истории официальная школа капоэйры. Ее основателем стал Бимба (Manoel dos Reis Machado). Колоритная фигура мастера Бимбы, прекрасного бойца и учителя, привлекла много учеников. Бимба стремился выстроить четкое, доступное и дисциплинированное учение, делал все возможное для легализации капоэйры как национального вида борьбы. Стиль "Капоэйра режиунал" - также его заслуга. Он улучшил систему преподавания и обогатил технику новыми движениями, в частности, элементами из "батуке" - жесткого боя-танца, которому он научился у своего отца, известного батукейру. Бимба хотел узаконить капоэйру и как форму самозащиты, и как атлетическую игру.

Но Бимба был не один в стремлении развивать капоэйру. Среди тех, кто получил известность и народную популярность во времена Бимбы, был Висенте Феррейра Паштинья или просто Паштинья. Он с 8 лет начал изучать капоэйру Ангола - более древнюю, силовую, медленную, пронизанную магией кандомбле разновидность капоэйры. Затем служил на бразильском военно-морском флоте. За годы службы успел повидать многое, попробовать себя во многих профессиях и набраться достаточно опыта. Но больше всего ему нравилось учить людей капоэйре. Его школа была открыта в 1941 году. Стиль Паштиньи так и называется "Ангола". Паштинья известен также своим философским складом ума и изречениями. К тому же, он был художником и преподавал рисование. Паштинья первым ввел униформу в капоэйре. Замечательный рассказчик, в 1964 году при помощи друга, Жоржи Амаду, он написал книгу под названием "Капоэйра Ангола". Но, несмотря на свою известность и популярность, к концу жизни он ослеп и прозябал в нищете, покинутый всеми, до самой своей смерти в 1982 году в Баии, колыбели капоэйры. Осталось много его учеников, которые известны и преподают по сей день - Жуау Гранди, Жуау Пекену, Кайсара.

Бимба и Паштинья - ключевые фигуры в развитии современной капоэйры. Бимба отдавал приоритет боевым аспектам капоэйры, Паштинья подчеркивал ее традиционно ритуальный и игровой характер. Внешне между двумя стилями существует разница в скорости и способе исполнения движений. Но многие современные капоэйристы выступают как приверженцы единой капоэйры, не противопоставляя между собой Анголу и Режиунал.

Сегодня капоэйра развивается и распространяется по всему миру. В ней два основных направления - Ангола, более медленная, силовая, с зависаниями в перевернутом положении, требующая недюжинных физических сил, со скольжением по полу, изгибаниями и уклонениями от противника, и Режиунал - это головокружительные сальто, кувырки, удары ногой, воздушные петли и блоки, предназначенные для того, чтобы быстро и эффективно нейтрализовать атакующего. В капоэйре почти нет нападающих движений с использованием рук. Капоэйристы говорят: руки - чтобы строить, ноги - чтобы разрушать.

Музыка создаёт атмосферу, в которой капоэйрист наиболее полно и красиво может выразить себя. Капоэйра без музыки вряд ли возможна. Обычно рода (круг танца, от roda - круг) начинается в медленном темпе, который постепенно убыстряется, затем снова замедляется, и все повторяется снова. Свобода импровизировать и разнообразие ситуаций делает игру динамичной и неповторимой.

Капоэйра Капоэйра - это танец под музыку экзотических ударных инструментов и песню ведущего. Тон задает беримбау - музыкальный лук, за ним вступают атабаке (барабан), пандейру (бубен), реку-реку (трещотка) и агогу (двойной колокольчик). Под ритм ударных музыканты поют увертюру. Противники выходят в центр круга, состоящего из музыкантов, зрителей и других соперников, останавливаются, собирая силу для поединка, и закрывают глаза - возможно, в этот момент они молятся. Бой начинается по особому музыкальному знаку. Игра в капоэйру - это как диалог между телами двух игроков, где вместо слов - движения: колёса, выходы на руки, круговые удары и внезапные акробатические трюки. Удары в капоэйре бесконтактны. Намеченный удар, который останавливается в миллиметре от цели, наиболее красив, особенно если он привёл противника к беззащитному положению. Пола можно касаться только руками, головой и ступнями. Игрок, сбитый с ног и севший на пол, дисквалифицируется. В конце бойцы пожимают друг другу руки, и в круг вступает следующая пара…

В заключение - слова одного из мастеров капоэйры: "Капоэйра - это не костюм, который нужно надевать или снимать в зависимости от ситуации или соревнования. Это кожа, которую мы носим все время. Мы коты, крысы, обезьяны, свирепые и ласковые животные в чехарде многих и многих "род" жизни. Мы клоуны, мастера и рабы искусства, обретающие свободу и самих себя, только поварившись в котле Медеи, имя которому - жогу в роде (игра в круге)". Имя которому - жизнь. Такая же неистовая и ослепительная, волнующая и прекрасная, изменчивая и загадочная, как и капоэйра - душа чернокожей Бразилии.


Тамара, ноябрь 2004 г.
© 2001-2014 Braziliada TEAM. Все права защищены. При полной или частичной перепечатке материалов
разрешение Braziliada TEAM и активная ссылка на www.braziliada.ru обязательны.

Rambler's Top100