Главная
  Новости
  Именины
  Актеры
  Теленовеллы
  Кино
  Создатели сериалов
  За кулисами
  Фотогалереи
  Музыканты
  Музыка | Видео
  Резюме серий
  Рейтинг
  Бразилия
  Португальский язык
  Разное
  Фанфики
  Ссылки



=форум= =авторам= =меню на английском= =написать письмо=
Форум  Авторам                                                                                             Navigation in English
"Женщины, за которых мы переживали"








Обзорная статья

Автор cтатьи: Александр Прозоровский



Прекрасный телесериал Мануэла Карлоса "Семейные узы" идёт сейчас на ОРТ. Давно уже нас не баловали такими новеллами. В "Семейных узах" есть очень и очень многое: и любовь и ненависть, и тёплые человеческие отношения и лицемерие, и тайны, и лёгкая интрига, и - что самое важное - жизненность. Всё в сериале искусно переплетено и оформлено в правдивое полотно жизни, в пёструю многообразную картину человеческих взаимоотношений, поступков, мыслей и чувств. Именно за это мы обожаем великолепную теленовеллу Мануэла Карлоса.
Тот, кто любит считать, знает, что "Семейные узы" являются двенадцатым по счёту бразильским сериалом, показанным на ОРТ. Число это немалое, а потому хочется вспомнить уже просмотренные произведения знаменитой телекомпании "Глобо", хочется предаться лёгкой и приятной ностальгии по таким же прекрасным новеллам, как и "Семейные узы". Помимо Мануэла Карлоса, в памяти сразу всплывают имена гениальных бразильских сценаристов: Силвиу де Абреу, Агиналду Силва, Эуклидес Маринью, Бенедиту Руй Барбоза. И, конечно же, вспоминаются их яркие романы: "Новая жертва", "Вавилонская башня", "Нежный яд", "Воздушные замки", "Земля любви".
Все писатели не похожи друг на друга, каждый самобытен и по-своему талантлив. Пожалуй, хоть сколько-нибудь сблизить можно только двух сценаристов - Силвиу де Абреу и Агиналду Силва. Оба они пишут произведения с захватывающим детективным сюжетом, колоритными образами героев, оба рассматривают важные социальные проблемы. Однако, при всех сходствах Силвиу де Абреу отличается тем, что более детально разрабатывает характеры персонажей и создаёт более сложные детективные сюжеты.
Мануэл Карлос, судя по его произведениям, тонкий психолог, знаток человеческих отношений, и в особенности такого сложного человеческого чувства, как любовь между мужчиной и женщиной.
Эуклидес Маринью - эксцентричный писатель. Его "Воздушные замки" необычны, оригинальны. Вспомним главного героя - Отавио, человека явно неординарного, пробывшего в летаргическом сне многие годы, человека, больного, но "болеющего" прекрасным "психическим заболеванием" - романтизмом, который он "разносит" по всему фильму, создавая особенную атмосферу радости.
Бенедиту Руй Барбоза - зарекомендовавший себя писатель-историк. Его "Земля любви" и "Роковое наследство" убеждают нас в этом.
Из всех многочисленных персонажей этих сценаристов наиболее яркими являются женские образы. Если не углубляться в своих воспоминаниях далеко в прошлое, а остановиться на пяти последних сериалах, то можно поговорить о безусловно популярных героинях: Режине из "Нежного яда", Анжеле из "Вавилонской башни", женщинах семьи Монтана из "Воздушных замков", Жулиане из "Земли любви", а также об Элене и Алме из "Семейных уз", ещё идущих на Первом канале. Они - те "женщины, за которых мы переживали" и переживаем!

Отрицательное обаяние.

"Режина - в переводе означает королева…"
Режина о себе.



Мария-Режина Берганти де Серкейра и Фигейра - именно так, с уважением, хочется называть главную героиню "Нежного яда". Ещё бы! Ведь всю свою жизнь она потратила на то, чтобы заставить окружающих уважать её. У неё было для этого всё: прекрасная внешность, ум, университетское образование, богатые родители.
С целью заставить людей уважать её, Режина много сил и энергии тратила на возвышение собственной личности над другими и на принижение достоинства окружающих людей, которых она неустанно оскорбляла, считая их "ничтожественными созданиями". Её оскорбления, нисколько не похожие на грубую простонародную брань, были изысканными по своей унизительности. Казалось, надменности Режины не было предела. Даже в той серии, когда её поместили на ночь в тюремную камеру, она не успокоилась и продолжала демонстрировать своё высокомерие сокамерницам. Именно тогда она произнесла фразу, вынесенную в эпиграф: "Режина - в переводе означает королева…"
И её надменность достигла нужного эффекта: люди стали уважать её. Работники "Мармореала", сёстры Режины, Марсия и Мария-Антония, родственники, знакомые, прислуга - все испытывали по отношению к ней чувство уважения, смешанное со страхом.
И нам, зрителям, Режина внушала особые чувства. Кому-то она не нравилась, но очень многим она была симпатична. Изысканные оскорбления, оживлённая, выражающая необузданные чувства жестикуляция и мимика, властная интонация голоса Режины создавали у нас впечатление о ней как о человеке, в котором сконцентрировалось огромное количество жизненной энергии, как о неутихающем вихре, заставляющем двигаться всё в фильме.
Свою необъятную энергию Режина тратит на то, чтобы стать президентом "Мармореала". В стычках с отцом, Валдомиру, занимавшим этот пост, она всегда хвастала дипломом экономиста, интеллектом, умением плести интриги и унижала Валдомиру, говоря, что он не имеет права управлять компанией, так как даже не учился в университете.
Достигнув своей цели, свергнув отца с поста президента, Режина взялась за управление компанией. И мы видели, как она во время своего правления довела "Мармореал" до грани развала, допустив ряд грубых ошибок: покупка дешёвых пиратских программ (хотя любой экономист знает, что "скупой платит дважды"), нежелание пойти навстречу жителям Итагуайи, страдавшим от запылённого воздуха, и другое. Даже после этого Режина не перестала нам нравиться.
В чём же причина того, что высокомерный человек, раздающий оскорбления направо и налево, способный перешагнуть через близких людей ради достижения своей цели, может нам нравиться? Оказывается, этому есть объяснение. Это так называемое отрицательное обаяние героя. Давно замечено, что в некоторых художественных произведениях встречаются такие герои, которые обладают явно выраженными отрицательными чертами, но при этом симпатичны публике. Этих героев любят в основном за эффектность, необыкновенную энергичность, яркую эмоциональность, за то, что они являются как бы мотором всего произведения. Это не злодеи, но и не добрячки. Чаще всего это противоречивые персонажи, берущие именно своей эффектностью. Не будь их, многие телесериалы просто рассыпались бы.
И Режина - хороший пример героя с отрицательным обаянием. Надо отдать должное талантливой актрисе Литисии Спиллер, сумевшей безупречно сыграть сложный образ "Королевы" Режины.
Несмотря на то, что Режина причинила немало вреда людям, нам искренне жаль её, когда она в конце сериала, запутавшись в себе и своих интригах, съезжает в пропасть на машине вместе с Аделму, её возлюбленным…

Непростительная ошибка писателя.

"Гениальный ум на службе зла…"
Сезар Толедо.
"Красива, как змея…"
Селести.



Силвиу де Абреу - гениальный сюжетист, автор многих популярных романов. Его "Новая жертва" прошла на ура в России, многие до сих пор вспоминают этот сериал как один из лучших. Следующим его произведением была "Вавилонская башня". В ней также всё было безукоризненно: и сюжет, и герои, и диалоги. Всё, кроме одного - истории главной героини Анжелы Видал…
Анжелу в великолепном исполнении Клаудии Райа мы видим с самых первых минут сериала. На открытии "Тропикал Тауэр" в первой серии она, как главный менеджер компании Толедо, руководит подготовкой к предстоящему празднику. На её голове - микрофон с наушником, в руках - папка с документами, она деловито раздаёт указания подчинённым. В последующих сериях мы будем часто видеть её, одетую со вкусом в чёрный брючный костюм, с деловой короткой причёской, минимальным макияжем и серьёзным лицом.
Смотря сериал, мы убеждаемся в незаурядных интеллектуальных способностях Анжелы: обладательница логико-математического ума, прекрасный организатор, она получила блестящее высшее образование, сумела сама, без посторонней помощи, выбиться в люди и занять второй руководящий пост в компании Сезара Толедо. Всё это могло подтолкнуть многих к тому, чтобы относиться к Анжеле как к сухому, бесчувственному, строгому человеку, какому-то компьютеру, интересующемуся только своей карьерой. Однако, это не совсем так. Анжела, действительно, умна, может быть холодной и расчётливой, но она также способна и на сильные чувства.
В середине сериала мы узнаём, что Анжела почти всю свою жизнь любила Энрике. Они вместе учились в колледже, и с тех самых пор она была влюблена в него, причём влюблена безответно. Для Энрике она была не более чем хорошим другом, всегда покрывавшим его любовные похождения. Но дружеских отношений Анжеле было мало, и она сильно страдала из-за того, что Энрике не воспринимал её как красивую женщину.
Потом мы узнаём о горьком детстве Анжелы: нищета, грязь, рано умершая от болезни мать, погибший на опасной работе отец, жалкое существование, удочерение Луизой, тяжёлое упорное самообразование и так далее…
И в большей части всех её бед, как оказалось, повинна компания Толедо. Именно на эту компанию работал отец Анжелы, единственный оставшийся в то время близкий и любимый человек маленькой девочки. И этот человек погиб на одной из строек богачей Толедо. Тогдашний президент компании Отавио Леми ("любимый папа" Марты и "ужасный извращенец", по словам Клары) не позаботился о безопасности работы на стройке и ловко замял уголовное дело, возбуждённое против него, не выплатив ни крузейро бедной девочке, оставшейся без отца. Поступок Отавио Леми в глазах маленькой Анжелы положил тень на семью Сезара Толедо, почти в то же время возглавившего компанию, женившись на Марте.
Классический в сериалах вариант дальнейшего развития событий предполагает, что обиженная девочка должна возненавидеть лютой ненавистью "подлую фамилию" богачей, а повзрослев, должна лицемерно втереться к ним в доверие, стать "другом семьи" и вести двойную игру, строить против них "дьявольские козни" до тех пор, пока всех не истребит обидчиков своих.
В "Вавилонской башне" этот избитый сюжет присутствует лишь частично. Не возненавидеть семью Толедо за их отвратительный поступок было не возможно, поэтому в душе Анжелы, к сожалению, поселилось это чёрное чувство. Однако умышленно Анжела ни к кому не втиралась в доверие; судьба сама свела её с Энрике Толедо, когда они вместе поступили в один и тот же колледж (девушке из деревни было бы сложно поступить в престижный ВУЗ только потому, что она кого-то ненавидит).
А дальше судьба стала будто издеваться над Анжелой, заставив её влюбиться в Энрике. И с этих пор сердце Анжелы разрывали два противоборствующих чувства - любовь к Энрике и ненависть к его семье.
Став правой рукой Сезара Толедо, Анжела обрела огромную власть и получила отличную возможность осуществить свою давнюю мечту - уничтожить компанию Толедо. Но Анжела очень долгое время не делает этого!.. Что же ей мешает? Конечно, любовь к Энрике. Она не позволяла ей причинять вред всему, что так дорого для него. И это в очередной раз доказывает нам, что Анжела вовсе не бесчувственный компьютер, не "машина ненависти".
Однако, чёрное чувство к семье Энрике никуда не подевалось из души Анжелы. Её ненависть к Толедо хоть и сдерживалась любовью к Энрике, но продолжала жить и требовала мести за гибель отца. Результатом такой борьбы двух противоположных чувств стало не полное уничтожение компании, а лишь смягчённый, "уменьшенный" его вариант. Сначала Анжела перевела крупную сумму корпоративных денег на свой счёт в американском банке, а затем подготовила взрыв "Вавилонской башни" - заложила взрывчатку в Торговом комплексе "Тропикал Тауэр". Нужно заметить, что Анжела только подготовила взрыв - детонатор же привела в действие не она, а сумасшедшая Сандра. И это в некотором роде оправдывает Анжелу: заложить взрывчатку ещё не означает взорвать; возможно, Анжела ещё одумалась бы, возможно, в самый последний момент любовь к Энрике перевесила бы на её внутренних весах и она не стала бы совершать такой чудовищный поступок.
Защитники Анжелы прекрасно понимают её состояние в тот момент. Уже много лет её жизнь отравляет мучительная борьба ненависти и любви, причём - что самое обидное - любви безответной. Анжела так долго лелеяла в себе жалкие остатки надежды на любовь Энрике, затрачивая огромные внутренние усилия на усмирение ненависти к его семье. Так продолжалось из года в год.
Настоящим ударом для Анжелы стала женитьба Энрике на вульгарной простушке Вилме. Анжела терпела присутствие этой глупой женщины. Она терпела и частые романы Энрике со смазливыми девушками, более того, по его просьбам, прикрывала его перед Вилмой. Как от такой жизни не решиться на давно задуманную месть!.. Однако, к её счастью, детонатор включила не она!…
Но Энрике, сам того не подозревая, продолжал испытывать терпение Анжелы. Она стерпела даже тогда, когда Энрике влюбился по-настоящему в Селести. Наконец, последняя капля в чашу терпения Анжелы упала, когда Энрике пришло в голову использовать Анжелу, чтобы добиться любви Селести, и он, по-прежнему не испытывая никаких чувств к Анжеле, крутил с ней ничего не стоящий роман с одной целью - вызвать в Селести ревность. И вот тогда Анжела решилась на крайний поступок - убийство Вилмы…
…Именно в этой части истории Анжелы Видал Силвиу де Абреу допустил ошибку, которая ужасной кляксой смотрится на фоне безукоризненного сюжета "Вавилонской башни".
Анжела не могла додуматься до того, чтобы убить Вилму. Убийство Вилмы, жены Энрике, противоречит всякой логике. Допустим, что человек в положении Анжелы всё-таки решился на убийство. Её преступление, по изначальной задумке, было хитроумным. Чтобы добиться Энрике, ей мешали две женщины: его жена Вилма и его любовница Селести. Необходимо было "убрать" одну из них и свалить вину за убийство на вторую. Когда "вторую" посадят в тюрьму, дорога к Энрике для Анжелы будет полностью расчищена.
Видимо, Силвиу де Абреу посчитал, что не было разницы, кого именно "убирать": у обеих женщин был повод, обе не поделили мужчину. На самом деле, разница была. Логичнее было бы "убрать" Селести, а не Вилму, потому что Селести - более опасная для Анжелы помеха на пути к Энрике. Во-первых, Энрике был влюблён в Селести, а не в Вилму, поэтому Селести была более опасной соперницей для Анжелы. С Вилмой его связывало только свидетельство о браке. Во-вторых, Вилма в отличие от Селести была глупа и свалить на неё вину за то, чего она не совершала, было бы проще.
Неужели Анжела, которая до этого не раз убеждала нас в своей проницательности, в своей необыкновенной способности выстраивать безупречные стратегии, не смогла бы догадаться до всего этого?! Разве она не понимала, что настоящей её соперницей является именно Селести, что проще разрушить хрупкий брак с Вилмой, чем истинное чувство Энрике к Селести?! Неужели Анжела не понимала, что Селести очень умна и хитра, что, если "убрать" не её, то она распутает все хитроумные интриги Анжелы?! Конечно же, Анжела, при всех её интеллектуальных способностях, это понимала. Не даром Сезар сказал о ней: "Гениальный ум на службе зла".
Поэтому, к сожалению, необходимо признать, что Силвиу де Абреу при создании истории Анжелы допустил ошибку. Эта оплошность обусловила дальнейшее развитие событий, итогом которых стало самоубийство Анжелы. Возможно, всё было бы не так плачевно, если бы Анжела не совершала столь глупое преступление…

Казалось бы, прекрасная мама трёх прекрасных дочерей, но… все несчастливы.

"Ева была божественно красива!.."
Антонио Сан-Марино.



Действительно, Ева Монтана была когда-то божественно красива. Судя по рассказам героев "Воздушных замков", много лет назад за ней ходили толпы обожателей. Но в качестве мужа она выбрала для себя гипер-романтичного журналиста, наследника богатого состояния - Отавио Монтана и родила от него трёх прекрасных дочерей - Жулию, Бет и Сели. Будучи сложным по натуре человеком, обладая ненасытной душой, Ева изменяла мужу с Антонио Сан-Марино, алчным, хитрым интриганом, больше любившим деньги, чем Еву, от рук которого она и погибла впоследствии.
Теперь всем известно, что "погибла" она не по-настоящему, а была вынуждена долгое время скрываться в Европе из-за угроз Сан-Марино убить её дочерей. Сложно разобраться в том, правильный ли выбор она сделала, бросив девочек, но совершенно ясно одно: Жулия, Бет и Сели счастливыми от этого не стали.
Мать - якобы погибла, отец - в бесконечной коме, и три девочки остались сиротами при живых родителях. Сиротство никогда не влияло положительно на хрупкое сознание ребёнка и на всю его жизнь. Поэтому, если разобраться, причиной жизненных несчастий каждой из трёх сестёр Монтана в конечном итоге является отсутствие любящей матери.
Старшую сестру Жулию во взрослой жизни можно охарактеризовать одним словом - трудоголик. Эта черта выработалась в Жулии именно по причине отсутствия родителей и определила её неудачи в личной жизни. Как старшая сестра, она с самого детства чувствовала сильную ответственность за судьбу Бет и Сели. В условиях, когда рядом не было мамы, Жулия сама себя сделала мамой для младших сестёр. Это накладывало на неё тяжёлые обязанности по воспитанию девочек, а со временем и по их содержанию.
Как только Жулия повзрослела и получила образование журналиста, она с головой погрузилась в зарабатывание денег для своей семьи. Она работала не покладая рук, моталась по всему свету: статьи из Японии, репортажи с Ближнего Востока, интервью в Европе - и в результате, конечно же, стала много зарабатывать, но при этом превратилась в трудоголика.
Трудоголизм ей нравился. И нравился не только потому, что давал ей возможность обеспечивать себя и сестёр, но и потому, что неустанная работа не оставляла ей время для горестных мыслей о погибшей маме, заглушала в ней душевную боль.
Тем не менее у трудоголизма Жулии были свои минусы. Полная загруженность работой почти не позволяла ей заниматься личной жизнью. Из-за этого у неё до встречи с Шику Мота не было серьёзных отношений с мужчинами, а следовательно, не было и достаточного опыта в таких отношениях. Вот почему Жулия очень долго не могла разобраться в своих чувствах и распознать в Шику мужчину всей её жизни. Так что основная причина постоянных ссор между Жулией и Шику была даже не в кознях Лусии-Элены и доны Жудити - причина скрывалась в самой Жулии.
У Бет также были проблемы в жизни, связанные с отсутствием матери. От Евы Бет унаследовала стремление к богатству и роскоши, а поскольку ни отец, находившийся в коме, ни Алекс с Онейди, ни её первый муж - инженер Николау не могли подарить ей красивую жизнь, то она вынуждена была сама добиваться всего, чего ей хотелось.
И Бет начала пускаться во все тяжкие, чтобы найти для себя богатого мужа и вырваться из нищеты. Она отбирала мужчин для себя исключительно по признаку "набитого кошелька". Для неё не имели значение внешность мужчины и черты его характера. Поэтому попадались ей всякие: и толстые, и лысые, и подлые. А настоящего мужчину, красивого и благородного, каким был Раул, она упустила, так как он - обычный фотограф.
Вместо него, она нашла себе в качестве мужа Орналду - компромиссное сочетание денег, внешности и внутренних качеств. С Орналду Бет нашла богатство, которое так долго искала, но истинного счастья она не обрела и очень страдала рядом с состоятельным мужем, оказавшимся подлецом.
Многие заметили в жизни Бет повторение истории Евы. Возможно, всех этих проблем у Бет не возникло бы, если бы рядом была её мать. Ева вела себя в молодости почти так же, как и Бет, - гналась за деньгами, и опытная мать, уже прошедшая через все испытания, которые Бет ещё только предстояли, подсказала бы дочери, что главное в жизни не богатство, не брак по расчёту, а настоящая любовь. Ева посоветовала бы Бет выбрать не Орналду, а Раула, хотя тот и небогат.
Однако, самые необычные проблемы возникли у младшей сестры - Сели. Как бы Жулия ни старалась стать второй матерью своим сёстрам, у неё это получалось плохо, и маленькая Сели, не чувствуя необходимой родительской опоры, искала в людях замену маме. И она её нашла в настоятельнице монастыря, где она жила. Монахиня была доброй женщиной, и потому для Сели она стала вместо матери. Когда Сели обращалась к ней словом "матушка", то подсознательно вкладывала в это слово ещё и отношение к ней, как к настоящей, родной маме. Сели привязалась к монахине, наверно, даже сильнее, чем привязалась бы к Еве, будь она рядом.
Но настоятельница была церковным человеком, и вся любовь Сели к матушке распространилась и на религию, которую она исповедовала, и на монашеский образ жизни. Сели давала обеты, мучила себя постами, истязала стоянием на горохе. По словам Бет, "Сели превратилась в религиозную фанатичку".
Она душила в себе любовь к Тьяго, так как считала это чувство грехом. Её приверженность к церкви и матушке не давала ей обрести счастье вместе с любимым человеком. Сели много страдала, и прошло немало времени и было пролито немало слёз, прежде чем она поняла, что раздавить в себе любовь не возможно, и вернулась к обычной жизни, отказавшись от идеи постричься в монахини.
Трудно сказать, кому из трёх сестёр в жизни пришлось хуже. Но радует то, что все трое, в конце концов, разобрались в своих душевных проблемах и в финале сериала распрощались со своими несчастиями навсегда. Вероятно, это связано с возвращением Евы.
Когда в последних сериях "Воздушных замков" пошли слухи о приезде в Бразилию графини фон Бранденбург, проницательные зрители сразу догадались, что графиня и есть Ева, о которой столько говорили в течение сериала. С вертолёта сошла шикарно одетая, красивая, хоть и немолодая, женщина, мы сразу поняли, что это - Ева. Она вернулась, чтобы восстановить справедливость и засадить за решётку Антонио Сан-Марино, повинного во всех её бедах. Из-за него она вынуждена была притвориться погибшей и двадцать лет прятаться в Германии, бросив своих прекрасных дочерей на произвол судьбы.
Когда смотришь на графиню, то испытываешь странное чувство. Её лицо, изуродованное в автокатастрофе, устроенной Сан-Марино, было восстановлено благодаря чудесам пластической хирургии. Оно, разумеется, стало другим, изменилось. Его черты утратили былую гармонию, но всё-таки остались красивыми. Кажется, что в лице Евы, таком необычном, почти не улыбающемся, отпечаталась вся её горькая жизнь. Лучше, чем она рассказывает всю правду о своей героической жизни, это делает за неё её грустный взгляд, будто опровергающий всё то плохое, что о ней всегда говорил Отавио, но не осуждающий его за это. Глаза Евы, наполненные гнетущей безысходностью, предчувствующие скорую смерть из-за болезни, не осуждают никого, потому что никто не знал, что с ней произошло…
В последней серии Ева погибает, уводя за собой на тот свет ненавистного Сан-Марино. Несомненно, нам жалко Еву, мы сочувствуем её душевному состоянию, её страданиям, которые неожиданно и ярко разыгрались перед нами в конце сериала.
Однако печальный финал нисколько не портит общее хорошее впечатление о "Воздушных замках". Эта новелла запомнится нам как светлое, жизнерадостное произведение, не похожее на другие новеллы, как очаровательная история трёх красавиц-сестёр Жулии, Бет и Сели.

А в России этот сериал как-то не смотрится…

"Хочу к своему Матео!.."
Жулиана.



Несмотря на высокие рейтинги "Земли любви" в России, многим нашим зрителям этот телесериал пришёлся не по вкусу. При этом любители бразильских новелл не могли сойтись в едином мнении, кто же им больше всего не нравился: Жулиана или Матео, Розана или синьор депутат (ставший с чьей-то лёгкой руки "синьором помидором"), Гумерсинду или его сварливая жена. Или странная семейка Бартоло? А может, сюжет сериала? Или диалоги?
Вероятнее всего, нам не нравился сериал "Terra Nostra" как таковой. Нам не нравилась идея произведения об истории Бразилии. Каким бы замечательным писателем-историком ни был Бенедиту Руй Барборза, но его романы как-то не смотрятся в России с её богатой тысячелетней историей. В нашем собственном прошлом достаточно и рабства, и горестей, и тягот, чтобы смотреть на это в варианте далёкой южноамериканской страны.
Другое дело - бразильцы. Они искренне, как никогда ранее, застывали у голубых экранов, чтобы не пропустить ни одной секунды "их земли". И не только бразильцы, а вся Южная Америка и даже Северная была без ума от этого сериала. И правильно! Ведь это - "их земля", их история! А мы, россияне, далеки от этого. Нам нужны романы не о прошлом Бразилии, а о настоящем. Современная Бразилия с её прекрасными городами Рио-де-Жанейро и Сан-Паоло гораздо приятнее нашему глазу.
Вся неприязнь к "Земле любви" в начале сериала будто сконцентрировалась на главной героине - Жулиане, без конца повторявшей: "Хочу к своему Матео! Хочу к своему Матео!.." Жулиана - плохо продуманный персонаж, на редкость не законченный, недоделанный. Все её поступки кажутся странными, нелогичными, вся её жизнь - несуразной. Жулиана - попросту карикатурна. Её знаменитый гордый взгляд, её улыбка, вся её мимика, жесты, поведение - всё в ней ненатурально, искусственно.
Чувствуется, что актриса, игравшая Жулиану, Ана Паола Арозио совершенно не разбирается в актёрском ремесле и не умеет входить в образ. Но мы прекрасно знаем, что Арозио - талантливая актриса и бездарно играть свою роль она не могла. В связи с этим образ Жулианы становится ещё более странным и непонятным.
Таким образом, несмотря на то, что Ана Паола Арозио - отличная актриса и женщина редкой красоты, её Жулиана часто была крайне несимпатична нам. Можно даже сказать, что Жулиана портила весь сериал своим присутствием.
Ещё один женский персонаж "Земли любви" - Ортензия - также оказался неудачным. Нет сомнения в том, что Клаудии Райа, игравшей роль Ортензии, совершенно не подходит этот персонаж. После стильной, современной, деловой Анжелы в "Вавилонской башне" знаменитая актриса выглядит по меньшей мере неожиданно в образе полудеревенской испанки в ярком сарафане и с длинными распущенными волосами. В характере Ортензии как таковом можно найти привлекательные черты, но Ортензия в исполнении Клаудии Райа - это нелепо! При всём уважении к Клаудии Райа приходится говорить о том, что её Ортензия, подобно Жулиане, своим присутствием также портила весь сериал.
Чего не скажешь о другой героине "Земли любви" - Паоле. Колоритная итальянка, она была, в отличие от Жулианы, цельной натурой, умной и хитрой женщиной. Особенно нам запомнились знаменитые макароны Паолы. В них словно сконцентрировалось всё, что с ней связано, начиная от её итальянского происхождения и заканчивая её "фирменным" методом очарования мужчины: наполнить желудок возлюбленного вкуснейшими макаронами - и путь к его сердцу открыт!
Паола, пожалуй, единственный женский образ в "Земле любви", который был по-настоящему интересен нам.

Много противоречивых споров она вызывала.

"Я вообще не понимаю, как Эду может любить женщину,
которая на триста лет старше его!.."
Сесса об Элене.



Теперь обратимся к обсуждению женских персонажей телесериала "Семейные узы", показ которого сейчас с успехом проходит на ОРТ.
Совершенно точно можно сказать, что самой эффектной женщиной в этой новелле является Элена. У неё есть многое для того, чтобы считаться яркой женщиной. Героиня Веры Фишер для своего "постбальзаковского" возраста весьма неплохо сохранилась. Прямо как в рекламе: гладкая ровная кожа, блестящие пышные волосы, стройная фигура. Добавьте к этому ум, прекрасные манеры, хороший заработок, и получится чуть ли не идеальная женщина!..
Однако, судя по противоречивым оценкам, которые мы, зрители, даём Элене, она, даже при всех перечисленных её достоинствах, далеко не идеальна. Почему-то не выходит так, что все, кто смотрит "Семейные узы", начали бы в один голос осыпать Элену комплиментами. Кому-то из зрителей, так же как и из героев сериала, Элена нравится, а кому-то - нет. Многие крайне неприязненно реагируют на сцены сериала, в которых кто-нибудь из знакомых Элены начинает восхищаться ею: её красотой, очарованием, жизненным опытом или другими достоинствами, - и, напротив, искренне поддерживают того героя "Семейных уз", который начинает осуждать и критиковать Элену. При этом существует ровно столько же людей, которые в этих ситуациях испытывают противоположные чувства по отношению к Элене. Таким образом, мнения об Элене разделились.
В чём же причина такого противоречивого восприятия образа героини Веры Фишер? Быть может, причина в непродуманности персонажа, в его неполноценности и "недоделанности", как в случае Жулианы? Нет, это, конечно, не так! Вряд ли Элену можно в чём-то сравнивать с Жулианой.
Противоречивость восприятия Элены, вероятно, имеет очень простое объяснение: Элена - реалистичный характер. Такая интерпретация легко даёт нам понять, почему возникло столько разногласий в оценке образа Элены. Дело в том, что в реальной жизни любой отдельно взятый человек производит на окружающих людей неодинаковое впечатление. Всегда найдутся и те, кто критикует человека, кому он непонятен, и те, кто его поддерживает и понимает. И это совершенно нормальная ситуация, которая, если приглядеться к повседневной жизни, встречается очень часто. Человек из реальной жизни в той или иной степени противоречив, и в этом никто не сомневается. С такой точки зрения, Элена, получившая множество противоречивых характеристик как от зрителей, так и от героев сериала, становится в наших глазах поистине реалистичным персонажем.
Автор Мануэл Карлос, по-видимому, проделал огромную работу для создания образа Элены. Он терпеливо моделировал многочисленные эпизоды сериала так, чтобы они реалистично показывали сцены человеческих взаимоотношений, наиболее полно и, опять же, реалистично раскрывали все стороны характеров героев, в особенности главной героини - Элены. Прекрасный психолог и писатель, Мануэл Карлос, стараясь привнести в свой сериал важное свойство жизненности, сумел с помощью множества мелких деталей сконструировать противоречивый, разноплановый и потому реалистичный образ Элены.
В противоречивости Элены - её цельность, её похожесть на женщину из реальной жизни. Те, кому Элена не нравится или кажется непонятной, попросту привыкли к тому, что в телесериалах герои часто однозначны (хороший или плохой, добрый или злой), и нам сложно смириться с мыслью, что в "Семейных узах" перед нами далеко не однозначный, а многогранный, разноплановый характер женщины, разработанный автором с высокой психологической точностью.
Очень многое доказывает нам реалистичность образа Элены, в частности история её любви к Эду, который годится ей в сыновья. Учёные доказали, что нередко женщины в возрасте (как Элена) влюбляются в молодых мужчин (таких, как Эду). Это обусловлено физиологическими и психологическими причинами и почти никогда не вызывает по-настоящему глубоких чувств, а лишь создаёт их видимость. Поэтому, если смотреть на вещи реалистично, то отношения Элены и Эду были обречены на разрыв.
В том, что их любовь кончилась, нет ничего удивительного, напротив, именно так всё и произошло бы в реальной действительности. Это свидетельствует о том, что Мануэл Карлос выбрал для своей героини наиболее похожий на жизнь вариант развития событий. (Чего, кстати, нельзя сказать о Силвиу де Абреу, который в своей "Новой жертве" так и не разлучил Кармелу и Адриану, имевших разницу в возрасте около 20 лет.)
Чтобы подчеркнуть реалистичность Элены, Мануэл Карлос изображает её в простых, жизненных сценах, не приукрашенных приёмами романного жанра. Но иногда бывают и красивые, пафосные эпизоды, которые, тем не менее, нисколько не портят художественный образ Элены. В качестве примера можно вспомнить сцену, произошедшую в кабинете Элены. Она переживала разрыв с Эду и, сидя в своём кресле за рабочим столом, пребывала в задумчивом состоянии. А в это время её лучшая подруга Иветти сидела напротив неё и, наверно, не осознавая до конца всю тяжесть душевного состояния Элены и не замечая её отстранённость, рассказывала с увлечением о том, что произошло на днях. И в то самое мгновение, когда весёлая Иветти, не обременённая, в отличие от подруги, мыслями о разрыве с любимым человеком, на радостях приготовилась сообщить интереснейший момент её истории, Элена прервала её, обратив к ней свой печальный взор, и с горестной тоской произнесла: "Иветти, он такой красивый!.." Элена имела в виду Эду. О нём были все её мысли, в то время как Иветти старательно рассказывала ничего не значащую для Элены историю о том, что произошло на днях…
Итак, приведя к общему знаменателю разногласия зрителей по поводу Элены, можно утверждать, что Элена - сложная, разноплановая героиня, именно из-за своей сложности вызывающая у людей множество различных оценок её характера. Сложность и неоднозначность - это то, что нам нравится в Элене.

Представительница сильного пола.

"Я не устану повторять:
мы, женщины, - сильный пол!.."
Алма



Отдельного рассмотрения заслуживает ещё одна героиня "Семейных уз" - Алма Пиража де Албукерке в исполнении неотразимой Мариэтты Северу.
Блистательная светская дама, богатая и красивая женщина, искушённая интриганка, хорошая актриса, эксцентричный человек - все эти характеристики прекрасно подходят Алме.
Также не будет ошибкой сказать о ней, что она любит часто делать дорогие подарки родственникам и друзьям, любит красиво отдыхать и устраивать весёлые роскошные празднества, любит общаться с людьми и собирать за обеденным столом не только членов семьи, но и знакомых и друзей.
Одной из самых ярких черт Алмы является её отношение к мужчинам. "Мужчины правят миром, а мы, женщины, правим мужчинами!"- часто повторяет она, делая акцент на своей независимости от мужчин. "Мы, женщины, - сильный пол!"- подчёркивает Алма свои деловые качества, в которых она ничуть не уступает мужчинам.
Многим Алма представляется счастливой женщиной, у которой нет проблем. Но если заглянуть в её душу поглубже, то можно обнаружить одну неприятную особенность. Кажется, что Алма в действительности - глубоко несчастный человек, что за внешним лоском, самодовольством и безоблачностью её жизни скрывается постоянная неудовлетворённость, ощущение, словно ей мало всего того, что у неё есть. Складывается такое впечатление, будто Алма чувствует, что в её жизни нет самого главного - большой настоящей любви. А ведь её у неё нет! Взаимоотношения Алмы с Данилу большой любовью никак не назовёшь! И самое страшное в том, что Алма в глубине души, наверно, понимает, что никогда не найдёт уже настоящую любовь. Отсюда проистекает её скрытая неудовлетворённость собой.
Именно для того, чтобы привязать к себе окружающих людей как можно сильнее, а следовательно, заглушить в себе чувство собственной ненужности, Алма постоянно дарит дорогие подарки мужу, племянникам, друзьям, устраивает для них весёлые пиршества. Облагодетельствовать человека подарком, и не одним, а несколькими, означает для Алмы влюбить его в себя. Но всё это - искусственные приёмы, не способные вызвать в людях действительно сильное ответное чувство. Вот почему Алму никто не любит по-настоящему.
Проблема Алмы в том, что она сама не умеет любить по-настоящему и при этом жаждет сильной любви со стороны других людей. Хорошим доказательством её неспособности любить служат её частые замужества: если бы хотя бы одного из своих умерших мужей она любила по-настоящему, то она после их смерти не выходила бы замуж снова и снова.
Жажда человеческой любви и одновременно невозможность дать людям собственное глубокое чувство порождают искусственные приёмы, с помощью которых она демонстрирует не существующую в действительности любовь к людям и якобы искреннюю заботу о них, надеясь на ответные тёплые чувства.
В этом Алма - полная противоположность Элене, все подарки которой и знаки внимания к семье лишены искусственности, предельно искренни и теплы. Родственники Элены любят её по-настоящему, потому что Элена, в отличие от Алмы, сама способна дарить людям любовь и неподдельную заботу.
Если сравнивать Алму с Эленой, то можно сделать вывод о том, что они в сериале открыто противопоставлены друг другу. Алма и Элена как два противоположных полюса в фильме, вокруг которых совершенно по-разному строятся взаимоотношения между родственниками.
Обратимся к семье Элены. В ней хотя и бывают частые скандалы, но всё же родственники Элены любят друг друга, и любят непритворно. Собственно говоря, настоящие тёплые чувства между людьми невозможны без конфликтов и скандалов, которые быстро утихают, иначе это уже не тёплые чувства, а сухие деловые отношения.
В доме Алмы, наоборот, вряд ли можно когда-нибудь услышать ругню, зато и особого согласия между членами семьи тоже не видно. Возникает ощущение отсутствия настоящих согревающих чувств между людьми в доме Алмы. Как будто Алма своими искусственными приёмами и уловками построила столь же искусственные, ненатуральные отношения между членами семьи. В этих отношениях редко мелькает искренняя теплота, они в основном сводятся к взаимоуважению, почтительности, избежанию опасных тем и иногда чуть ли не доводятся до сухой дипломатичности. Недаром Эстелле и Эду бывает так душно в обществе Алмы, Данилу и их друзей.
Дом Алмы и дом Элены - два противоположных типа построения семьи. И Алма завидует цельности семьи Элены и потому ненавидит Элену, хотя весьма мастерски это скрывает. Элена видит Алму насквозь и прекрасно осознаёт поддельность всех её уловок. Элена так и не стала подругой Алмы именно потому, что прекрасно отточенное лицемерие Алмы, очаровавшее многих её друзей, "не действует" на Элену.
Сложно представить Элену, человека с сильным, ярким характером, в кругу подруг Алмы - Клейди, Изабел и других. Это те женщины, которые в силу своей недалёкости попали в сети Алмы, жаждущей чьей-то дружбы. Скажем прямо, Клейди и Изабел не сравнятся по внешней красоте с Эленой, а что касается Изабел, то она, как видно из сериала, постоянная неудачница в деле поисков мужчины всей её жизни. Алме нужны как раз такие подруги - чуть менее красивые и чуть более несчастные, чем она сама. Перед такими подругами проще всего красоваться, быть блистательной и казаться счастливой. От таких подруг легче всего получать комплименты и тешить тем самым своё самолюбие.
Человеку всегда несложно манипулировать людьми, которые в каких-либо отношениях уступают ему, и Алма окружает себя именно таким людьми. Даже мужа Данилу она подобрала себе недалёкого, который бы, как покорный зверёк, брал деньги с её рук, пил шампанское, постоянно восхищался ею и "не возникал" в сложных ситуациях. Естественно, Элена с её проницательностью никогда не попала бы в список добрых знакомых Алмы, так ловко составившей его из имён более несчастных людей, чем она.
Однако, с Алмой всё не так трагично, как может показаться. Такие люди, как Алма, очень часто встречаются в обыденной жизни. Человек, чувствующий свою духовную неполноценность, как правило, неосознанно или сознательно старается подобрать себе друзей так, чтобы они были немного хуже, чем он сам, с тем, чтобы ощущать сладостное превосходство над ними и забыть о своих недостатках. И эту распространённую человеческую особенность Мануэл Карлос, будучи отличным психологом, заметил и воплотил в "Семейных узах" в образе Алмы, благодаря чему его произведение стало ещё более похожим на жизнь.
Если не заниматься глубоким анализом души Алмы, то, действительно, ничего трагического в ней разглядеть не получится. Не вникая в её сложный характер, вполне можно убедиться в том, что Алма - прекрасная, интересная женщина, любящая "поплести" лёгкие интриги, обожающая декламировать глубокомысленные речи и выкидывать эксцентричные номера. Алма очаровывает зрителя эффектным поведением и завидной способностью притворяться, лицемерить, легко меняя маски. Поэтому в целом Алма оставляет приятное впечатление о себе, что в частности объясняется рассмотренным ранее явлением отрицательного обаяния героя.

Без сомнения, Алма - неординарная героиня, занимающая достойное место в ряду незабываемых женских образов бразильских сериалов: Режины, Анжелы, Жулии, Бет, Сели, Евы, Жулианы и Элены - тех женщин, за которых мы переживали!..

© 2001-2014 Braziliada TEAM. Все права защищены. При полной или частичной перепечатке материалов
разрешение Braziliada TEAM и активная ссылка на www.braziliada.ru обязательны.

Rambler's Top100