Главная
  Новости
  Именины
  Актеры
  Теленовеллы
  Кино
  Создатели сериалов
  За кулисами
  Фотогалереи
  Музыканты
  Музыка | Видео
  Резюме серий
  Рейтинг
  Бразилия
  Португальский язык
  Разное
  Фанфики
  Ссылки



=форум= =авторам= =меню на английском= =написать письмо=
Форум  Авторам                                                                                             Navigation in English
"Поговорим о сериалах"








Обзорная статья

Автор cтатьи: Александр Прозоровский



Недавно закончился показ телесериала "Воздушные замки". Этот кинороман стал четырнадцатым по счёту в великолепном ряду телевизионных сериалов, показанных на ОРТ с начала 90-х годов.

Более чем за десять лет мы посмотрели на первом канале 3 мексиканских сериала, 10 бразильских и 1 аргентинский.

Во времена десятилетней давности, когда наше телевидение только начинало показывать зарубежные "мыльные оперы", вся страна, словно под гипнозом, в определённый час собиралась у голубых экранов. Так происходило изо дня в день. И нашему человеку, не видевшему ничего подобного в эпоху железного занавеса, было очень приятно и необычно смотреть на богатую и свободную жизнь в так называемых "капстранах" , радостно ощущать каждый божий день сладкую сопричастность к роскоши, демонстрируемой в мексиканских "мелодрамах по будням". В этих фильмах нас поражали хитроумные интриги и захватывающие повороты сюжета, нас удивляла экзотическая красота женских образов, таких как Марианна, Мария или Роза, привлекала необычайная душевная чистота этих персонажей. Многие из нас с неподдельным интересом следили за судьбой главных героев, вместе с ними влюблялись и расставались, смеялись и проливали слёзы, горячо осуждали отъявленных подлецов и искренне сочувствовали любимым, чуть ли не святым, героиням.

Однако период повального увлечения телесериалами оказался не столь долгим. Значительная часть тех, кто когда-то обожал "мелодрамы по будням" , постепенно стала отказываться от них, считая просмотр "мыльных опер" бесполезной тратой времени. Действительно, если вдуматься, то мексиканские телеэпопеи, показанные в начале 90-х, не имеют почти никакой ценности : ни нравственной, ни социальной, ни практической.

Немногочисленные действующие лица в этих фильмах объединены в узкий круг и как будто отгорожены от остального мира. Они живут и действуют на ограниченной территории особняка какой-нибудь состоятельной семьи и пары-тройки городских квартир или номеров отелей, нисколько не контактируя с окружающим обществом. В мексиканских фильмах вряд ли можно найти сцены, которые проходили бы вне помещения, на улице. Такого, конечно же, в реальной жизни не бывает.

Как не бывает и банального деления людей на хороших и плохих, "отъявленных подлецов" и "святых героинь". Не удивительно, что зрители со временем устали лицезреть слезливую Марианну и наивную дикарку Розу в исполнении пресловутой Вероники Кастро. Не удивительно, что зрителям надоел в этих фильмах глупый конфликт между героиней, обладающей стерильно чистой душой, и бесчисленными негодяями, окружающими её со всех сторон и постоянно строящими против неё дьявольские козни. Мексиканские сериалы были не более, чем цветистой картинкой, контрастно раскрашенной автором, ошибочно полагавшим, что в жизни всё делится на чёрное и белое, хорошее и плохое, доброе и злое, картинкой, на которую невозможно долго смотреть.

…И многие прекращали смотреть, считали такое занятие бессмысленным. С лёгкой руки этих людей определение сериала как "мыльной оперы" прочно укоренилось в обиходе россиян. Оно и понятно: мексиканские фильмы на самом деле были "мыльными".

Однако вот уже не первый год ОРТ предоставляет нам возможность наслаждаться просмотром кинороманов другой латиноамериканской страны - Бразилии. Сверхзнаменитая бразильская студия "Глобо" создала такие замечательные телесериалы, показанные на первом канале, как "Новая жертва", "Роковое наследство", "Жестокий ангел", "Во имя любви" и др. По сравнению с "мексиканщиной" эти кинороманы - действительно стоящее зрелище.

По-настоящему качественная продукция студии "Глобо" идёт на телевидении и по сей день, а те, кто когда-то, глядя на "мексиканский суррогат", разуверился в сериалах, теперь ошибочно, весьма ошибочно, думают , что все эти бразильские "воздушные замки" - обыкновенное продолжение "слезливых" традиций мексиканского "мыловарения". Ещё со времён наивной "Просто Марии" общество как будто разделилось на тех, кто смотрит "мыльные оперы", и тех , кто "это дело" не смотрит, причём вторые постоянно попрекают первых. Однако, нам уже давно пора понять, что бразильские сериалы - это не "фильмы для домохозяек и старых бабушек", это не атрибут пола ("Я мужик и поэтому сериалы смотреть не буду!"), но это фильмы, в которых каждый , независимо от пола и возраста, может найти для себя что-то ценное и приятное. Не зря же студия "Глобо" тратит огромные деньги на создание сериалов , хотя и получает от их продажи немало! Не зря же в них снимаются одни из лучших актёров Бразилии!

Главным достоинством бразильских сериалов стало неизменное стремление авторов к реалистичности в описании современности. Сам жанр сериала в киноискусстве более всего призван точно изображать действительность : каждый день включая очередную серию, мы словно живём вместе с героями фильма, словно переживаем этот день рядом с ними. Реализм - очень важное качество художественного произведения, так как оно помогает нам посмотреть со стороны на настоящую жизнь во всех её деталях.

И хотя первая бразильская кинопериодика пока не выделялась особой реалистичностью и , кроме того, не несла в себе особенного заряда нравственности, тем не менее она постоянно совершенствовалась, приближаясь к некоему идеалу, в котором сочетались бы точное отражение действительности, красиво выстроенный сюжет и ценные уроки морали.

Истинными шедеврами телевизионного творчества студии "Глобо" явились три последних сериала "Нежный яд", "Вавилонская башня" и "Воздушные замки". В них присутствуют и оригинальный сюжет, раскрывающий многие нравственные аспекты современной жизни, и максимальное стремление к передаче жизненных реалий, столь ценное для зрителей не только страны "кофе и футбола", но и любой другой страны, в том числе и нашей.

Так, автор сценария "Нежного яда" Агиналду Силва рассматривает в своём произведении немало проблем, актуальных как для бразильского общества, так и для российского. К примеру, он осуждает и высмеивает разгульный образ жизни и иждивение человека при полной его работоспособности(отец Уалбера), показывает последствия непомерных амбиций(судьба Режины), а также несовместимые различия между городскими и провинциальными нравами, между цивилизованностью, утончённостью с одной стороны и деревенской неотёсанностью с другой (Режина и Валдомиру), поднимает тему гомосексуализма (Уалбер).

Что касается "Вавилонской башни", то этот кинороман был назван "золотым проектом" студии "Глобо" и признан одним из самых сенсационных и популярных сериалов мира последних лет.

Его автор, талантливый бразильский писатель Силвиу де Абрэу, чьему перу принадлежит, кстати, повесть "Новая жертва", изрядно потрудился, прежде чем создал этот сериал. С филигранной психологической точностью он сконструировал образы своих героев. Автор наделил каждый свой персонаж многочисленными специфическими деталями характера и поведения. В совокупности эти мелкие подробности формировали у зрителя картину личности каждого героя. Казалось, что на экране перед нами не выдуманные персонажи, а реально существующие люди. Даже о такой мелочи, как речевые особенности человека, Силвиу де Абреу не забыл: достаточно вспомнить знаменитое "Панимашь!" - любимое слово героя по имени Агустинью.

Безукоризненно выстроенный сюжет "Вавилонской башни" с захватывающими, хитроумными интригами - это не просто демонстрация развитой фантазии и логики автора, это прежде всего воплощение его философской мысли о том, что всё в мире взаимосвязано и любое событие имеет причинно-следственную связь с событиями прошлого и будущего, что за все свои поступки человек обязательно получит по заслугам (взаимоотношения Анжелы и семьи Толедо).

О сюжете "Вавилонской башни" нельзя сказать,как могут подумать многие, что это соединение надуманных историй, которых в реальности не бывает : слишком уж они необычны. Нельзя сказать так, во-первых, потому что те маленькие истории, из которых составлен весь сериал, в действительности произойти могут, но только по отдельности, не в кругу знакомых, не в одном городе, возможно даже, не в одной стране; а во-вторых, потому что не стоит забывать о том, что мы говорим о художественных произведениях, которым свойственен вымысел - хотя бы минимальный. Таким "минимальным вымыслом" стало в сериале связывание воедино, своеобразная компиляция тех маленьких необычных историй, составляющих сюжет. Надо отметить, что вымысел этот успешно маскируется повышенной реалистичностью произведения, достигнутой очень многими приёмами, о которых уже говорилось и о которых ещё пойдёт речь.

Автор "Вавилонской башни" провозглашает в своём романе незыблемую ценность семьи и семейных отношений, даже в современную постиндустриальную эпоху. Дом Толедо в сериале - это идеал семейственности. Какие бы невзгоды ни обрушивались на них, какие бы козни ни строили против них недоброжелатели, они сумели на зависть всем сохранить целостность рода. Особую символику в этом отношении имеет тот факт, что роли Сезара и Марты Толедо - мужа и жены, которые всегда были залогом нерушимости семьи, - исполняют актёр и актриса Тарсизио Мейра и Глория Менезис, женатые в реальной жизни уже на протяжении более 20-ти лет.

Кроме семейной темы, в телесериале раскрыта популярная в романах тема ненависти. Разрушительная сила этого чувства показана на примере судьбы Анжелы Видал. Блистательная женщина, преуспевающий менеджер, просто добрый и дружелюбный человек - всё это Анжела. Однако не сразу можно догадаться о том, что её дружелюбие и располагающие к себе манеры - всего лишь выгодная, мастерски исполняемая маска, скрывающая ненавидящее сердце и холодный расчётливый ум, незаурядным способностям которого можно только позавидовать. (Здесь параллельно вводится философский мотив обманчивости внешней красоты человека.) "Гениальный ум на службе зла," - говорит об Анжеле Сезар Толедо. Логико-математический талант помог ей спланировать и осуществить "идеальное", как всем сначала казалось, преступление. Однако убийство Вилмы раскрывают, Анжелу пытаются арестовать, и она кончает собой.

В таком характере развития событий многие могли заметить некоторую неестественность, некоторые противоречия, с которыми хочется поспорить… Да, несомненно, убийство - это преступление и против закона, и против морали, и оно должно быть наказано. Анжела заслужила смерть. Привычный ход мыслей…

Но никому, даже самому автору, и в голову не пришло, что он создал по-настоящему "идеальное" преступление! Конечно, этому нельзя радоваться, но факт остаётся фактом. Анжела, как мы уже убедились, человек выдающихся умственных способностей, и она была в состоянии спланировать поистине "идеальное" преступление. Те мелкие промахи, которые она допустила и которые вывели полицию на её след, не мог совершить человек с её расчётливостью. Кольцо Вилмы, закатившееся между сидений машины Анжелы и обнаруженное позже Кларой, случайная свидетельница убийства, методичный дедушка, обеспечивший алиби Энрике, и , тем более, откровенное признание в преступлении, сделанное самой Анжелой Луизе, - все эти промахи высосаны из пальца, все эти мелкие промахи допустила не Анжела, автор романа Силвиу де Абрэу.

Он сам не до конца понял, какую героиню создал. Его героиня, Анжела, обладает дотошно расчётливым умом, именно поэтому она не упустила бы ни одно кольцо, ни одну брошь, ни одну клипсу из украшений, что сняла с Вилмы с целью создать видимость ограбления. Именно поэтому она выбрала бы место для убийства такое, где исключался бы всякий риск появления случайного свидетеля. Именно поэтому Анжела направила бы Энрике туда, где ему никто не повстречался бы, даже методичный дедушка, например, за пределы Сан-Паулу. Наконец, именно благодаря расчётливости и холодному уму Анжела ни при каких обстоятельствах никогда не призналась бы в преступлении никому, включая и приёмную мать Луизу…

Разумеется, было бы безнравственно оправдывать поступок Анжелы, выгораживать её. Убийство - это грех, и убийца должен понести наказание. Однако никто и не защищает Анжелу. Необходимо лишь признать, что автор "Вавилонской башни" как писатель сделал непростительную ошибку, позволив своей героине допустить глупые оплошности. Для того чтобы полиции удалось уличить Анжелу в преступлении и это действительно было похоже на правду, автору следовало бы выдумать доказательства гораздо серьёзнее, чем закатившееся колечко…

Говоря о "Вавилонской башне", нельзя не отметить внушительный вид торгового центра "Тропикал Тауэр", второе название которого стало названием сериала. Здание действительно поражает величественной красотой. Трудно поверить в то, что это всего лишь великолепный макет, выстроенный на площади 2500 кв. метров на окраине Рио-де-Жанейро. Кажется, что это настоящий торговый центр с десятками магазинов, лавок и бутиков внутри.

По данным одного из интернетовских сайтов, посвящённых "кинороманам по будням", съёмки сцен, которые проходили в помещениях, проводились в бутиках реально существующего торгового дома "Вила Изабель".Так что, посмотрев 140 серий "Вавилонской башни", мы ещё и "прошвырнулись" по магазинам респектабельного торгового комплекса в центре Рио…

Отдельного обсуждения заслуживает недавно закончившийся телесериал "Воздушные замки". Этот кинороман не похож ни на один из ранее показанных бразильских сериалов. Яркой отличительной чертой "Воздушных замков" явилась своеобразная "бессюжетность", отсутствие каких-либо крупных событий и происшествий в повествовательной ткани романа. Конечно же, и сюжет, и события, из которых он состоит, в романе есть, только они в нём не выделены, автор не придаёт им особого значения. Благодаря великолепному сценарию и мастерской постановке, все крупные повороты сюжета как будто погружены, потоплены в огромном количестве мелких бытовых эпизодов и , потопленные, незаметно проносятся перед нами в каждой серии вместе с натурально изображённой жизнью героев.

Подобное преобладание в "Воздушных замках" сцен, представляющих каждодневный быт людей, над сюжетно крупными событиями является главным, восхитительным достоинством этого киноромана. Причём постоянные бытовые сцены вовсе не тяготят нас своей схожестью с настоящей жизнью, с её непрекращающимися хлопотами и проблемами. Наоборот, такая схожесть нас привлекает, ведь всегда приятно узнать в чём-нибудь приметы собственной жизни, тем более, воспроизведённые с большой точностью.

Кроме того, в бытовых, по-настоящему жизненных сценах наиболее полно раскрываются характеры героев. Десятки натуралистических эпизодов сериала, проявляющих ту или иную сторону героя, в совокупности дают нам прекрасное понятие о его личности, как будто он многие месяцы жил с нами бок о бок.

В этом и заключается основной принцип реализма, о котором много говорилось выше. И этот принцип успешно воплощён в "Воздушных замках", как ни в каком другом сериале!

Каждый, кто смотрел "Воздушные замки", наверно, заметил то разнообразие методов и приёмов, с помощью которых создавались реалистичные сцены в этом сериале. Во-первых, общение между героями, как раз и составляющее словесную основу любого эпизода, всегда протекало с использованием не книжного, не художественного, а обычного разговорного языка - тех простых слов, которые постоянно произносятся людьми в реальной жизни. Кроме этого, разговоры зачастую преподносились нам без логического начала или конца, будто режиссёры неожиданно вталкивали нас к персонажам или внезапно обрывали их беседу. Последнее вместе с частым показом чего-то шумного и несущегося в промежутках между сценами создавало незабываемый эффект быстротечности повествования, что точно соответствует стремительности современной жизни.

Во-вторых, действие в каждой серии "Воздушных замков" не закреплено на каком-либо одном месте - и даже не на двух и не на трёх местах. Действие неустанно переносится постановщиками в самые разнообразные точки Рио-де-Жанейро. Из гостиной дома Монтана, где Отавио, Алекс и хлопотливая домохозяйка Онейди обсуждали насущные проблемы, мы вдруг попадаем в редакцию газеты "Корейо Кореока", где во всю кипит работа; из огромного дома Сан-Марино мы попадаем в маленькую квартиру Шику и Раула; побывав в школе, где учатся Жоана и Сели, мы неожиданно оказываемся на городском пляже.

Вот мы в квартире матери Шику, или в квартире его сестры, или в недавно открывшемся косметическом салоне Гонсалы, или в необычных апартаментах её подруг Флоры. А вот мы на благоустроенной набережной Рио или в пятизвёздочном отеле, где поселилась графиня фон Бранденбург. Офисы, больницы, верфи, частные дома, дешёвые мотели, загородные пикники, дискотеки, трущобы, автомобили, яхты, и вот снова мы в доме Монтана, только теперь в комнате Жулии на втором этаже… Кажется, автор сериала Эуклидес Мариньо словно выхватывает эти бытовые реалии из непрерывного жизненного потока…

В-третьих, для точного воспроизведения действительности в каждую серию нередко вводятся панорамные зарисовки улиц, жилых кварталов и примечательных мест Рио. То мы видим вертолётные съёмки знаменитой статуи Иисуса Христа, то красивый восход солнца над Атлантическим океаном, то перед нами предстаёт широкая картина полуденного или ночного Рио…

И наконец, последнее и самое важное, благодаря чему достигается необыкновенная реалистичность сериала - это убедительность характеров многочисленных его героев. Убедительность персонажей основана на правдоподобном сочетании в их личности многих разнообразных черт, которые раскрываются в большом количестве всевозможных ситуаций и сцен. Каждый герой сериала - это разносторонний внутренний мир, многоплановый, яркий, с огромным множеством всяческих достоинств и недостатков.

В ряде случаев сочетание в личности различных качеств доходит даже до поразительных, хотя и не теряющих от этого своей правдивости, противоречий. Возьмём, к примеру, Жулию Монтана. Это проницательная журналистка, тем не менее она не в состоянии заметить в Сан-Марино гнусного преступника. Или Отавио Монтана. Известно, что у него очень развита интуиция, этот дар не позволял ему поверить в то, что Ева погибла. Однако никакая интуиция не помогла ему понять, что Ева никогда не была заодно с преступником Сан-Марино.

Кстати, сам Антонио Сан-Марино - наиболее противоречивый образ в сериале. С одной стороны, он изощрённый мошенник, жестокий убийца, подлый коррупционер, муж, который постоянно хамит жене и детям. Но с другой стороны, он преуспевающий бизнесмен и многого достиг честными методами, упорным трудом, он способен на большое искреннее чувство ( всю жизнь любил Еву), он может быть щедрым (подарил дом дочерям Евы). Именно такие двуличные, лицемерные богачи, дельцы, политики, сложные и, по сути, несчастные люди, есть в каждой стране, в том числе и в нашей.

Безусловно, главная заслуга в создании правдивых характеров принадлежит актёрам. Сложнейшую работу проделал актёр Клаудиу Марзу, сыграв противоречивую роль Антонио Сан-Марино. Одними из самых тяжёлых ролей были персонажи Жулии и Шику. С ними прекрасно справились актриса Дебора Блок и актёр, уже известный многим, Маркус Палмейра. Как всегда, неподражаема шумная, энергичная, экспансивная актриса Сузана Виейра, сыгравшая Гонсалу. Если эту артистку с привлекательной внешностью, выразительным взглядом можно назвать королевой бразильских сериалов, то принцессой смело можно называть Вивиану Пасмантер, воссоздавшую образ Бети Монтана. Профессиональная игра этой красавицы превосходна и незабываема.

Стоит отметить, что противоречивость характеров героев (а не одно-значность и "кукольная" простота, как в мексиканских сериалах) обеспечивает реалистичность не только романа "Воздушные замки", но и другой поздней бразильской кинопериодики (начиная с "Нежного яда"). Так, в "Вавилонской башне" самым ярким разноплановым персонажем является, конечно же, упомянутая Анжела Видал. Она не просто "гений на службе зла" - она способна любить по-настоящему. Высокое чувство к Энрике всегда сводило её с ума, она искренне любила свою приёмную мать - милую старушку Луизу. Анжела действительно ценила дружбу с Кларой и была сильно расстроена после разрыва с ней…

Итак, убедительная разносторонность , противоречивость персонажей в бразильских сериалах - это своеобразный знак качества студии "Глобо". Посмотрим, будут ли воплощены ведущие принципы сверхзнаменитой студии в новом киноромане "Земля любви", сменившем "Воздушные замки" на ОРТ с 26 июля. Уже известно, что на создание этой "телеэпопеи по будням" (которая в оригинале называется "Terra Nostra" - "Наша земля") "Глобо" потратила около 10 млн. долларов. Сериал этот приурочен к 500-летию открытия Бразилии. Действие в первых его сериях развивается в 70-х годах 19 века .В этом фильме нас ждёт приятная встреча со многими актёрами, знакомыми нам по прошлым сериалам, например, с Клаудией Райа, игравшей роль Анжелы в "Вавилонской башне".

Предполагается, что "Земля любви" станет своеобразным сплавом сериала "Во имя любви", переполненного одноимённым чувством, и "Рокового наследства", уходящего сюжетными корнями в далёкое прошлое подобно новому роману. Сценаристом "Terra Nostra" является автор идеи "Рокового наследства" Бенедито Руй Барбоза, что подкрепляет такое предположение.

Новый сериал настолько понравился своим режиссёрам, что они уже принялись за создание "Земли любви"-2. Вся работа держится в строжайшем секрете, стало известно лишь то, что к ней были привлечены лучшие сценаристы Италии и Бразилии.

Ведя речь о сериалах, нельзя не сказать, что для тех, кто уже давно непрерывно смотрит их, они стали чем-то особенным, чем-то вроде "нектара на душу". Для среднего класса, влачащего серые, трудовые будни, сериалы - это возможность окунуться в иной мир, перейти ненадлого в другую жизнь, яркую,красочную, в которой можно увидеть и то, что мы очень хорошо знаем из нашей повседневности, и то, что нам пока не известно - богатство, роскошь, интриги.

Поняв значение "духовного нектара" для людей, отечественные телекомпании закупают зарубежные сериалы в огромных количествах. Не только на ОРТ, но и на РТР начали появляться новые бразильские сериалы, в частности, "Шальные деньги" по произведению Глории Перес. "Кинороманы по будням" заполнили голубые экраны, стали настоящими властителями наших телепрограмм.

В случае с бразильскими сериалами это не мудрено : они представляют собой действительно качественные фильмы. Однако есть много второсортной продукции, например, мексиканские или аргентинские сериалы. Из последних приятно было посмотреть только на исторический роман "Девушка по имени судьба". Остальное не что иное, как суррогат бразильской продукции, "мыльные оперы" с надуманным сюжетом, ненатуральной постановкой, "кукольными" характерами.

Не выделяются особым качеством и американские сериалы. Единственным достоинством, которое у них не отнимешь, является хитроумный, лихо закрученный сюжет с множеством сложных интриг. Но данное свойство становится незаметным из-за весьма бездарной постановки и глупых эффектов, призванных держать зрителей в постоянном напряжении. Всё сказанное относится к сериалу "Сансет-Бич", даже не показанному каналом НТВ до конца, и к бесконечной эпопее "Санта-Барбара", последняя серия которой - двухтысячная! - должна будет, по расчётам, приблизительно совпасть с окончанием на ОРТ 150-серийной "Земли любви"…

В завершение разговора о кинороманах необходимо заметить, что на нашем телевидении очень редко можно встретить сериалы отечественного кинематографа. Неужели у нас не хватает способностей, чтобы снять нашу, российскую "Вавилонскую башню" или наши "Воздушные замки"! Отнюдь. Русская нация всегда была талантливой. И в нашем активе уже есть такие изумительные шедевры, как "Петербургские тайны" и "Графиня де Монсоро", а также сериалы о современности: "Остановка по требованию", "День рождения буржуя", "Убойная сила" и др. Но этого мало, и это скорее многосерийные фильмы, чем настоящие сериалы, которые объективно отражали бы российскую действительность и были бы слегка приправлены острой интригой.

Несомненно, наши кинематографисты смогли бы создать такой телесериал, который увлекал бы захватывающим сюжетом и реалистичностью, был бы сделан именно для русского человека, который стал бы для нашего зрителя таким же "духовным нектаром", как и бразильские романы. Однако, к сожалению, в России искусству, и в том числе киноискусству, уделяется недостаточно внимания и вся проблема создания новых фильмов, как обычно, упирается в деньги…

Хотелось бы, конечно, в ближайшее время раскрыть газету и в телепрограмме ОРТ увидеть рядом с красивым словосочетанием "Земля любви" не менее красивое название настоящего российского сериала!..

© 2001-2014 Braziliada TEAM. Все права защищены. При полной или частичной перепечатке материалов
разрешение Braziliada TEAM и активная ссылка на www.braziliada.ru обязательны.

Rambler's Top100